70 лет исполнилось самому, пожалуй, известному мурманскому барду Юрию Хабарову.

Этой дате поэт, композитор и гитарист посвятил серию концертов, один из которых с большим успехом прошел в музыкальной гостиной областной филармонии.

Автобиография в миниатюре

Правда, последние лет двадцать Хабаров живет под Петербургом, куда переехал вместе со своей семьей. Но контакты с родным Заполярьем не потерял и практически ежегодно выступает перед земляками.

- Я очень благодарен директору Мурманской филармонии Виктории Владиславовне Чачиной за то, что поддерживает авторскую песню и дает заработать на кусок хлеба вашему покорному слуге. Время сейчас для бардов непростое, и заключать договор на выступление с автором-исполнителем не всякий руководитель подразделения культуры решится...

Но тем не менее в зале областной филармонии собрались истинные любители авторской песни. Программу свою Юрий Хабаров составил как автобиографию в миниатюре. Начал с одной из самых популярных своих песен «Минус шесть», написанной сорок лет назад и рассказывающей о наиболее частой нашей температуре, встречающей в аэропорту прилетевшего гостя. Затем давняя песня «Дядя Гриша», повествующая об отцовском брате, погибшем на Великой Отечественной...

А затем пошли условно этапные песни: «Сероглазка», за которую в 1990-е годы барда начали уважать рокеры, «Тихая охота», на которую в Питере была сделана первая оркестровка, «Снег на Пасху», мурманская песня, впервые исполненная другим бардом - Екатериной Божевой из Москвы на ее первой пластинке...

Обложка книги «Фантазия в ля-миноре». Фото из архива автора.
Обложка книги «Фантазия в ля-миноре». Фото из архива автора.

Пятеро внуков

На особом месте стоит в этом ряду песня «Внук Ваня».

- Я помню, как держал в руках этого крохотного человечка! - говорит мне счастливый дедушка. - Сейчас его рост 192 сантиметра, студент второго курса Петербургского университета, будущий востоковед, специализирующийся на Корее. Кстати, у него в эти дни тоже юбилей - 20 лет со дня основания!..

Вообще-то у Юрия Хабарова уже пятеро внуков и внучек, трое в семье старшей дочери Екатерины, работающей врачом-инфекционистом в Кольской больнице. А у младшего сына Алексея двое детей, он сейчас айтишник в транспортной компании в Москве.

- И всех пятерых пришлось ставить на ноги нам с бабушкой... - притворно вздыхает Хабаров.  - Вся жизнь в разъездах! Слава богу, младшей внучке Веронике скоро уже семь лет.

Поэтому его песня «Никуда не уезжал» и звучит так проникновенно:

Перелески да болота,

Ручейки, озера, мхи.

Вот уже за поворотом

растворились Лоухи.

Одинокие погосты,

На сто верст ни огонька...

Здравствуй,

              Кольский полуостров,

Я живой еще пока!

Фото Льва Федосеева.
Фото Льва Федосеева.

Клубный круг

С собой член Союза российских писателей привез уже третью, изданную в Санкт-Петербурге книгу «Фантазия в ля-миноре». Среди множества новых стихов нахожу в ней первую прозаическую повесть барда под тем же названием. Проза Хабарова автобиографична, и как минимум треть ее составляет художественное повествование об истории создания мурманского клуба самодеятельной песни «Пять Углов». Именно он в далеком 1985 году стоял у истоков этого знаменитого у нас клуба.

Через пару дней после концерта в филармонии Юрий Хабаров вновь пришел к своим старым друзьям, обитающим сейчас в филиале Кировки (бывший ДК моряков напротив центрального бассейна). И если в филармонии его слушали в основном любители, то концерт в «Пяти  Углах» собрал явных профессионалов бардовской песни. Сегодня в клубе «Пять Углов» примерно три десятка постоянных членов, и собираются они раз в неделю по средам. Заседания проходят, как я понял, по-семейному.

Так, бывшая продавщица, а ныне многодетная мама и певица Алина Волкова привела с собой на концерт троих детей - девяти, четырех лет и одного годика от роду. Младший молча разгуливал между рядами, а когда пытался залезть на сцену, то моментально перехватывался папой, охранником КПП 35-го завода, после чего по-прежнему молча продолжал гулять, никому не мешая. Алине, к слову, особенно понравилась хабаровская песня «Ангел беспризорный».

Евгений Шишкин, старейший на сегодня деятель нашего бардовского сообщества, выделил для себя песню «Я дарю тебе, Анна, север». А действующий бард Николай Вернусь отметил великолепную игру Хабарова на гитаре и песню «Минус шесть».

Бывшая медсестра, а ныне пенсионерка Светлана Танцерева выразилась коротко: «Это же корифей!» и выделила песню «Никуда не уезжал».

В кругу друзей из «Пяти Углов». Фото Льва Федосеева.
В кругу друзей из «Пяти Углов». Фото Льва Федосеева.

Если вы не летали по небу...

Мурманский художник Аркадий Мелянюк более сорока лет знаком с Хабаровым.

- Наши дети ходили в одну школу, правда, в параллельные классы, - говорит мне завсегдатай клуба «Пять Углов» и просит своего старинного приятеля спеть, быть может, самую знаменитую песню под официальным названием «О русской идее». Но в народе ее повсюду называют запросто «Запотевшая поллитровочка».

Юрий Хабаров смеется:

- Ну вот и я становлюсь классическим «автором одной песни»!

Но гитару в руки берет и запевает с самой выразительной мимикой:

Я по жизни вполне нормален,

Не ханжа и не лицемер,

В чем-то жестко ортодоксален,

В чем-то р-р-революционер.

И богов я менять со страху

Не приучен, таков замес.

Мне весьма симпатичен Бахус

И противен весьма Гермес.

Запотевшую поллитровочку

Я достану из холодильничка,

Откручу винтовую пробочку,

Сотворю бутербродик

                                  с килечкой.

И пускай мне докажет

                                 кто-нибудь,

Что бессмысленен поиск

                                      истины...

Если вы не летали по небу,

То, пожалуй, вы и не мыслили.

Под всеобщий хохот барды рассаживаются за чай с огромным пирогом с капустой, а председатель совета директоров клуба «Пять Углов» Светлана Полянцева по ходу решает рабочие вопросы предстоящей творческой командировки в Ревду.

Мне почему-то кажется, что вместе с ребятами в Ревду незримо отправится и их старший товарищ Юрий Хабаров.