Своя музыка
Подавляющее большинство мелодий, которые исполняет мурманский джазовый ансамбль «Дуди Бэнд», сочинено внутри коллектива. Состав его время от времени меняется, и на днях он предстал на сцене областной филармонии как квартет - клавиши, контрабас, ударные и перкуссия. В предыдущем, ноябрьском концерте приняла участие еще и электрогитара, но в нынешнем ее с успехом заменил басист, игравший и на контрабасе, и на бас-гитаре, словно на сольной шестиструнке.
Собственно, с соло на бас-гитаре, почти в полной темноте, и началось выступление. Вел виртуозные пассажи на струнах наш гость из Мексики Карлос Кастальяно, закадычный друг руководителя «Дуди Бэнда» Сергея Дудецкого. Несколько лет назад они вместе учились на эстрадном отделении Петербургского института культуры, там и подружились.
Затем на сцену вышел сам барабанщик - Сергей Дудецкий, следом подключились бонги и конги Виталия Кондакова, в свой черед - клавиши Павла Моисеева... И началось энергичное представление в карибских ритмах. Публика буквально замерла.
Третья мелодия называлась «Тишина космоса», и уж тут вовсю зазвенели аплодисменты. Дудецкий вынес на авансцену ударный инструмент ханг, напоминающий по виду инопланетный летательный аппарат, и весело объявил залу:
- А вот и ваша любимая летающая тарелка!
Звезды подмигивают
Ханг - это псевдостаринный музыкальный прибор, изобретенный в нашем веке в Швейцарии. Модная штучка!
В зависимости от точки удара пальцами по металлической поверхности он издает звуки разной высоты, сохраняя при этом призвук обычного барабана. Кстати, программа квартета называлась «Музыка света. Перезагрузка», а вот под эту мелодию художник по свету филармонии Сергей Оношко вместе со своим помощником Андреем Никитиным вывел на задник сцены фотографии нашей Галактики, сделанные космическим телескопом. Этот же прием обогащения звучавшей музыки астрофотографиями был применен и в композиции «Энергия пространства».
Зрелище завораживающее. Представьте: уши слышат ханг Дудецкого и перкуссию Кондакова, а глаза видят снимки приближающихся звездных скоплений.
А тут еще электроорган Моисеева ненавязчиво щиплет душу, и контрабас Кастальяно топчет ее ботинками от космического скафандра…

Когда ударник в ударе
Запомнился и эпизод, когда Павел Моисеев пересел от органа к роялю и заиграл собственную прозрачную мелодию явно под Рахманинова. Карлос Кастальяно оставил бас-гитару и взял в руки акустический контрабас. А Виталий Кондаков перешел к виброфону, ударяя по нему четырьмя палочками.
И парил в пространстве над товарищами барабанщик нашего филармонического оркестра Сергей Дудецкий. Играл вдохновенно, был, что называется, в ударе. Но на заднике за сценой начался дождь, и крупные капли медленно стекали по стеклу. Волшебные джазовые звуки, которые мы услышали благодаря саунд-инженерам филармонии Андрею Плешкову и Игорю Трофимову.
Наиболее же интересной мелодией мне показалась почти блюзовая композиция с длинным вступлением на фортепьяно, с проигрышами на барабанах и тарелочках, с четким уханьем контрабаса и неясным шелестом перкуссии... Что же это напомнило? По духу, настроению - музыку «Пинк Флойд» к хипповскому кинофильму «Забриски Пойнт» Микеланджело Антониони! Хотя написали ее наши мурманские земляки. Нет слов, браво.
Уже не повторить...
Запомнилась и обработка «российского мексиканца» Карлоса Кастальяно мелодии из мультфильма «Фреш». Запомнилась именно классическим подходом к джазу, где все четверо участников квартета по очереди импровизировали на одной и той же гармонической основе, не впадая в абстрактное музицирование, то есть в ту теперь, к сожалению, модную музыку, которую можно писать километрами, заменяя композиторский талант искусственным интеллектом.
И здесь самое время порассуждать о развитии музыкального мышления нашей группы «Дуди Бэнд». Мне довелось побывать в последние годы на всех концертах коллектива в нашей филармонии.
Итак, все началось с упомянутых мультиков. Лет пять-шесть назад Сергею Дудецкому пришла в голову идея подготовить силами студентов и преподавателей Мурманского колледжа искусств представление на основе саундтреков из известных мультфильмов. Хор, оркестр, солисты. И изумительный по глубине эпиграф из слов Уолта Диснея на заднике сцены: «Беда нашего мира в том, что слишком многие взрослеют!».
Концерт вышел на славу. О нем долго вспоминали зрители, но, как признался теперь сам Дудецкий, даже просто повторить ту программу - задача неподъемная.
Однако «Дуди Бэнд» не исчез в космической бесконечности. Как оказалось, то было лишь начало.

В надежных руках
Следующий звонок прозвенел в нашей филармонии в 2022 году на фестивале в честь 100-летия российского джаза. Трио московского пианиста Владимира Нестеренко продемонстрировало прогрессивный джазовый подход, в котором ярко блеснули барабаны Сергея Дудецкого и электрогитара его однокашника по музучилищу Вадима Харченко.
В прошлом году Дудецкий и Харченко решили возобновить совместную работу, но пригласили в состав пианиста Моисеева, перкуссиониста Кондакова, виолончелиста Аракеляна, а главное - басиста Карлоса Кастальяно. И опять достаточно абстрактный джаз, вызвавший неоднозначную реакцию публики. Но всех примирила этническая составляющая новой музыки ансамбля, и прежде всего «летающая тарелка» ханг, на которой Дудецкий играл не без виртуозности.
И вот нынешний концерт. В музыке появились истинная мелодичность и простота, присущая зрелым музыкантам. Под такие композиции хорошо думается в зале, под такие ненавязчивые импровизации сладко мечтается, под такие прозрачные мелодии легко дышится…
Да, забыл упомянуть, что в ноябрьском концерте в паре вещей подыграл ансамблю папы на фортепиано 13-летний сын Дудецкого Иван. Буквально два месяца назад он стал лауреатом всероссийского молодежного конкурса «Джаз-регион». А значит, будущее группы «Дуди Бэнд», не постесняюсь банальности, в надежных руках.