Всего пятью днями ранее в его исполнении прелюдия соль-диез минор Рахманинова звучала на всю страну во время прямой трансляции Концерта Победы у Московского Кремля. И вот Иван Бессонов - блестящий молодой пианист, по праву считающийся любимцем заполярной публики, - вновь с гастролями в Мурманске.
Путь к сердцу слушателей
В беседе с журналистами перед началом концерта музыкант признался, что старается выстраивать программу так, чтобы получалась какая-то история:
- Всегда стараюсь сделать так, чтобы весь концерт шел если не с какой-то одной идеей, то с идеями общими. Сегодня программа достаточно серьезная. Она может пробудить какие-то новые мысли, возможно, заставить людей задуматься о чем-то новом. Искусство вообще достаточно абстрактно по своей сути, тем более - музыкальное искусство. Для меня всегда очень важно и ценно, чтобы музыка находила свой неповторимый путь к сердцу каждого сидящего в зале.
Открыли программу три интермеццо Иоганнеса Брамса, написанные немецким композитором уже на склоне лет. Их кажущаяся строгость и простота на самом деле скрывают тонкий лиризм и задушевную напевность. Автор называл их «колыбель моих страданий».
Затем прозвучала «Крейслериана» Роберта Шумана. Шуман и Брамс - наиболее яркие представители немецкого романтизма в музыке. Причем знакомство с семьей Шуманов во многом повлияло на всю дальнейшую жизнь Брамса, который считается творческим наследником Шумана.
Написанная по мотивам романтических фантазий Эрнста Теодора Амадея Гофмана, «Крейслериана» состоит из восьми пьес, в которых резко и непредсказуемо меняется настроение. Это произведение - просто находка для пианиста, позволяющее ему как блеснуть своей виртуозностью, так и выразить тонкие лирические переживания. Ивану Бессонову и то, и другое великолепно удалось. Сам он считает «Крейслериану» одним из грандиозных и величественных произведений для фортепиано-соло.
Философия творчества
Пианист поделился несколькими секретами своей «творческой кухни», отметив, что долго не мог решить, должен ли артист на сцене так же сопереживать происходящему, как и зритель.
- От человека на сцене идет энергия. Если эта энергия будет в нем оставаться или захватывать его, это может мешать музыкальному процессу, процессу выступления - я думаю, это относится не только к профессии музыканта. Поэтому я для себя разделяю два этапа в процессе подготовки к концерту. Первый - мое собственное знакомство с музыкальным материалом, с произведениями, когда я полностью отдаюсь во власть звуков, проживаю эмоционально. Второй - когда я немножко от этого отстраняюсь и уже позволяю тому, что я нашел, идти дальше в зал, - пояснил Иван Бессонов.
Музыкант также признался, что для него очень важно хорошо высыпаться. В день концерта может даже часок или два поспать днем.
- Это очень помогает освежить восприятие. И конечно же, я стараюсь в день концерта как можно меньше воспринимать информации. Объем мозга по восприятию в единицу времени конечен, и если загрузить те «пустые полочки» чем-то ненужным, то на концерте уже может не хватать творческой свободы, - сказал пианист.
А еще он уверен, что любая программа должна быть очень личной. В общем, не зря журналисты уже успели прозвать этого еще совсем молодого человека - напомню, Ивану Бессонову 22 года - музыкантом-философом. Кроме того, к его чести, Бессонов, похоже, не подвержен звездной болезни, судя по общению с журналистами. Он не отделывается дежурными заготовленными фразами, на вопросы прессы отвечает вдумчиво, искренне и весьма уважительно.

Делать хорошее каждый день
Второе отделение состояло уже исключительно из русской музыки и открылось прелюдиями Сергея Рахманинова, в том числе уже упомянутой соль-диез минорной, а также его вариациями на тему Корелли. Затем настал черед неистового и «космического», по определению замечательного пианиста Дениса Мацуева, композитора Александра Скрябина. С филигранным мастерством и глубоким проникновением в замысел композитора Иван Бессонов исполнил его вальс ля-бемоль мажор.
Слушатели обычно ждут исполнения гвоздей программы в завершение концерта, и Иван не подвел и здесь. Лишь за неделю до выступления все любители музыки на планете отмечали 185 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского - «всемирного супергения», как назвал его наш выдающийся альтист и дирижер Юрий Башмет. Музыка Чайковского и прозвучала в финале.
Фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» смотрели, наверное, все, и не раз. Помните, струнный квартет пионеров прячет за виолончелью главного героя Костю Иночкина, чтобы незаметно проводить... по неотложной надобности? Начальник лагеря товарищ Дынин восхищенно выдыхает: «На ходу играют!» Так вот, играют они при этом как раз «Сентиментальный вальс» Чайковского. Что хотите со мной делайте, но «развидеть» это и избавиться от непрошеной ассоциации не могу.
Разумеется, эта бытовая юмористическая сценка ничуть не принижает нашего гения, наоборот, доказывает, что музыка Чайковского выше любого быта и вообще относится к горним сферам. Иван Бессонов исполнил «Сентиментальный вальс» на невероятной высоте своего уже зрелого мастерства.
А для финала был приготовлен действительно гвоздь! Два фрагмента из концертной сюиты «Щелкунчик» в переложении для фортепиано нашего знаменитого пианиста и дирижера Михаила Плетнева. Слова здесь, пожалуй, излишни - музыка «Интермеццо» и особенно «Andante maestroso» всем хорошо знакома. Остается лишь поблагодарить Ивана Бессонова за выбор этого шедевра и его блистательное исполнение.
Иван Бессонов признался, что живет по принципу сегодняшнего дня:
- Чтобы вечером ложиться спать с осознанием того, что в этот день сделал что-то хорошее. Стараюсь жить так.
Но все же в будущее он заглядывает. Журналистам музыкант рассказал, что составил список того, что хотел бы сыграть. В нем около 40 позиций примерно на 12 часов музыки! В списке Скрябин и Равель, Бах и Моцарт, Шопен и Рахманинов... Хочется пожелать талантливому пианисту, чтобы его мечты осуществились, а также чтобы хоть что-то из этих 12 часов прозвучало в его исполнении со сцены Мурманской областной филармонии.