Молодой пианист завоевал симпатии заполярных слушателей
11 января, 2024 08:40 | Культура | Игорь Катериничев
 
 
Не имеет возраста талант
С утра в день концерта у меня не выходила из головы мелодия «Вокализа» Сергея Рахманинова. Это произведение значилось в программе выступления пианиста Ивана Бессонова. С огромным нетерпением ждал я новой встречи с его творчеством.
 
Впервые в Мурманске Иван Бессонов побывал в мае 2019 года, когда Владимир Спиваков привез юное дарование выступить вместе с прославленным Национальным филармоническим оркестром. Тогда мне довелось написать о том, как 16-летний исполнитель не подвел, блестяще исполнив 20-й фортепианный концерт ре минор Моцарта. Впрочем, внимательные телезрители еще до этого могли запомнить его по телевизионному конкурсу «Синяя птица» (6+).
 
Уже тогда Иван Бессонов обладал солидной для своего возраста коллекцией всевозможных наград и премий за победы в конкурсах международного уровня. Главной из них стала первая в истории для российских музыкантов победа в престижном конкурсе «Классическое Евровидение» (12+) в Эдинбурге в 2018 году.
 
Еще мне нежданно-негаданно довелось слушать Бессонова весной 2021 года. Тогда у меня был купленный заранее билет в Санкт-Петербургскую филармонию на концерт французской фортепианной знаменитости. Но из-за пандемии коронавируса границы закрыли, и заморская звезда не приехала. Выручил филармонию Иван Бессонов, исполнив Первый концерт Шопена для фортепиано с оркестром. Надо было слышать, с каким восторгом принимала его - не только блестящего пианиста, но еще и своего, питерского парня, - искушенная петербургская публика!
 
Все это лишний раз подтверждает мою глубокую убежденность - у таланта нет возраста. Уж если есть божий дар, то он проявляет себя с самых юных лет. Наверное, творческую судьбу Моцарта чаще всего приводят в доказательство этого. Думаю, наш герой из того же замечательного ряда.
 
Балетные руки пианиста
И вот в минувшую среду состоялась без преувеличения долгожданная новая встреча. Теперь, чтобы собрать полный зал, Ивану не нужно громкое имя Спивакова. Любители музыки валом валят уже на самого Бессонова. Аншлаг «Все билеты проданы» задолго до концерта появился на сайте Мурманской филармонии.
 
Ныне 21-летний, внешне он не так уж сильно отличается от себя 16-летнего. Разве что начисто пропала некоторая подростковая нескладность в движениях. На сцену Иван выходит пружинистой стремительной походкой. Еще у него появилась совершенно балетная элегантность в движениях рук.
 
Кстати, они, не побоюсь этого сравнения, рахманиновской красоты - узкие удлиненные кисти с длинными чуткими пальцами. Как известно, руки Сергея Рахманинова у пианистов считаются чуть ли не идеальным образцом.
 
Выбор номеров, составивших программу мурманского концерта, оказался довольно характерным для 21-летнего молодого человека. Когда еще и играть символиста Александра Скрябина, импрессиониста Мориса Равеля, романтика Фридерика Шопена, как не в молодости. Ну и жемчужинами вечера стали произведения русских гениев, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова. Напомню, завершающийся год был объявлен Годом Рахманинова, поскольку в 2023-м исполнилось 150 лет со дня рождения этого великого композитора, пианиста и дирижера.
 
Во второй сонате и двух поэмах Скрябина Ивану Бессонову очень тонко удалось передать лиризм, заложенный композитором в эти произведения. Главным номером в первом отделении концерта стала фортепианная сюита «Гробница Куперена» Равеля - одно из важнейших произведений французского автора, в котором исполнитель получает прекрасную возможность продемонстрировать отточенность техники и виртуозность игры. Бессонов - признанный мастер владения техникой и блистательный виртуоз. Зрители бурной овацией оценили это исполнение.
 
Па-де-де на клавишах
Второе отделение началось и закончилось Чайковским. Вначале была рапсодия «Думка», в которую автор заложил переработки народных русских и малороссийских песен и плясок. Затем настал черед Рахманинова. Иван Бессонов выбрал для исполнения три красивейших романса, в том числе «Сирень» и «Сон», которые прекрасно можно слушать и без слов.
 
Наконец, замечательный шедевр - «Вокализ», написанный, как и следует из названия, для голоса, точнее, для сопрано и посвященный великой певице Антонине Неждановой. Вскоре после создания в 1912 году он завоевал невероятную популярность и сейчас исполняется по всему миру певицами, а также в многочисленных переложениях и аранжировках для оркестра, виолончели, скрипки, рояля, начало которым положил сам автор.
 
В этой гениальной музыке слышится неизбывная печаль, сожаление о растаявших надеждах, тоска по ушедшей молодости. В то же время печаль эта очень светлая. Музыкальными средствами Рахманинов передает мотивы искупления, надежды на перемены к лучшему.
 
Завораживающая нежная мелодия «Вокализа» напоминает о бескрайних русских просторах. Это произведение по праву считается одним из музыкальных символов России. С удивительной глубиной и тонким проникновением в замысел автора Иван Бессонов передал все нюансы переживаний, всю эмоциональную палитру «Вокализа».
 
Программу завершали две баллады Шопена, считающиеся одними из сложнейших в мировом фортепианном репертуаре. Пианист в очередной раз продемонстрировал превосходное владение инструментом и зрелое исполнительское мастерство.
 
Публика никак не хотела отпускать музыканта. Овации, крики «браво», цветы. Бессонов благодарно кланялся, сохраняя серьезное выражение на лице. Вообще, я не припомню, чтобы он когда-либо улыбался. Иван всегда очень серьезен, внутренне сосредоточен на главном, чему он посвятил свою жизнь, - музыке.
 
А еще у него очень своеобразная, присущая только ему манера поклона. При своем немалом росте он резко, как подкошенный, перегибается, складываясь практически пополам и оставаясь в таком положении секунду-другую.
 
Иван Бессонов не остался равнодушен к восторгу зрителей. Сев за рояль, он заиграл «Адажио» из балета «Щелкунчик» Чайковского. Зал взорвался аплодисментами, с первых тактов узнав бессмертное произведение. В балете оно называется «па-де-де», в переводе с французского - «шаг для двоих» и исполняется балериной и танцовщиком. Здесь также красивейший танец исполняли двое - руки Ивана Бессонова на рояльных клавишах.
 
Можно с уверенностью сказать, что теперь талантливый молодой музыкант к длинному списку своих званий может прибавить еще одно, неофициальное, - любимец заполярной публики.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 11.01.2024