В Мурманской филармонии открылся джазовый сезон
Текст: Вишневский Павел
 
Ровно 45 лет назад блюз с таким названием («I`ve Seen That Movie Too») прозвучал впервые - в авторском исполнении Элтона Джона. Будущий сэр и будущий король махровой попсы в молодости был тонким мелодистом, а горький блюз «Я тоже видел это кино» 1973 года стал, на мой взгляд, одной из вершин жанра.
 
Пианист за барабанами
Его название невольно вспомнилось мне на концерте московского джазового квартета под управлением пианиста Ивана Формаковского в Мурманской областной филармонии. Его программу музыканты, сами того, быть может, не подозревая, составили в основном из кинохитов, живущих теперь отдельной джазовой жизнью.
 
Начался концерт инструментальной композицией из музыки Исаака Дунаевского к кинофильму «Весна» 1947 года. Класс приехавших к нам инструменталистов проявился мгновенно, но особое внимание приковал к себе барабанщик, не значившийся в афише и заменивший товарища в последний момент перед поездкой в Мурманск. На ударных в квартете играл Алексей Беккер - известный джазовый пианист и руководитель собственного трио! Не исключено, что именно понимание джаза через клавиши помогает теперь ударнику изощренно и строго по делу импровизировать на барабанах и тарелках. 
Поэтому запомнился эпизод, когда Алексей Беккер в одной из пьес в духе модного ныне минимализма играл партию ударных сначала только с саксофонистом Сергеем Головней, а затем только с контрабасистом Владимиром Кольцовым-Крутовым. 
 
Чудеса на клавишах
Ну и, разумеется, пианист Иван Формаковский, хорошо знакомый мурманчанам. В сентябре прошлого года клавишник приезжал к нам в составе инструментального трио вместе с американской джазовой певицей Шэрон Кларк. И, между прочим, тогда мне довелось написать в «Мурманском вестнике», что Иван Формаковский «творил на клавишах чудеса» в инструментальной обработке песни Андрея Эшпая «А снег идет» из кинофильма 1961 года «Карьера Димы Горина». 
Любовь к старому кино пианист даже подчеркивает. Упомянутую песню из «Весны» он плавно перевел без паузы в мелодию легендарного блюза Уильяма Хэнди «St. Louis Blues» из одноименного кинофильма 1929 года. То был один из первых звуковых фильмов, где спела «императрица блюза» Бесси Смит. 
Во втором отделении концерта прозвучал блистательный импровиз на тему песни Никиты Богословского «Три года ты мне снилась» из второй серии кинофильма «Большая жизнь», вышедшей на экраны в 1958 году. Там ее под гитару пел инженер Петухов, которого играл сам Марк Бернес, а потом на советской эстраде исполняли и Муслим Магомаев, и Дмитрий Хворостовский, и Людмила Гурченко. 
 
Магия киномузыки
Тему киномузыки поддержала и московская джазовая певица Евгения Глейберман. Когда со сцены звучала собственная пьеса саксофониста Сергея Головни «Красная белка», певица вышла на сцену и ненавязчиво продолжила ее знакомой до боли мелодией. Где-то я ее уже слышал… Да, великолепный фильм «День сурка»! Супружеский дуэт Сонни и Шер 1965 года, песня «I Got You Babe», звучавшая каждое утро из будильника главного героя. В девяностые годы эта навязчивая мелодия словно родилась после фильма заново во множестве исполнений, став комедийным символом эпохи приколов на рубеже тысячелетий. 
Но особенно удалась Евгении песня «Cheek to Cheek» композитора Ирвинга Берлина из полузабытого кинофильма 1935 года «Цилиндр», где ее спел танцор и певец Фред Астер. Впоследствии «Щека к щеке» исполняли и Билли Холидей, и Элла Фицджеральд. А теперь и москвичка с добротным джазовым тембром и выразительной мимикой сорвала аплодисменты зала в Мурманске. 
О, магия киномузыки тех времен, когда все было понятнее и добрее! В 1971 году на советские экраны вышла французская кинокомедия «Большая прогулка» с Луи де Фюнесом и Бурвилем в главных ролях. Действие происходит в годы войны в оккупированном Париже, а паролем для встречи сбитых британских летчиков с бойцами французского Сопротивления стала довоенная мелодия «Чай вдвоем» композитора Винсента Юманса. 
В 60-х, когда я был школьником, «Tea for Two» стала первой джазовой композицией, которую я услышал на пластинке фирмы «Мелодия» в исполнении великой певицы Дорис Дей. Какое там было вкусное соло на рояле! И как виртуозно теперь терзал клавиши пианист Иван Формаковский! 
В 1973 году, когда улицы советских городов пустели во время показа сериала «17 мгновений весны», в последней серии фильма тоже прозвучала мелодия «Чай вдвоем». В швейцарском кафе, где незабвенный Штирлиц встречался со связником и писал «левой рукой на французском языке» записку на Родину, оркестрик на сцене наигрывал культовую мелодию… 
Я тоже видел это кино.
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 21.09.2018