Юбилей  
  Сияние сыграет скрипка
 
Автор фото: Лев Федосеев 
 
- А разве это юбилей? Мне больше нравится называть это новым этапом в жизни, - первая скрипка Мурманского филармонического оркестра, его концертмейстер Дмитрий Гилев, которому на этой неделе исполнилось шестьдесят, не любит делать событий из собственных круглых дат. Для него куда важнее, что в этом году 35 лет исполняется его коллективу «Мурманск-классик-квинтет», что он работает с талантливыми людьми, а зрители продолжают ходить на концерты. Даже несмотря на то, что музыканты филармонии на время ее реконструкции лишились своего зала. 
    
Кажется, юбилейных программ у него никогда и не было, но так складывались обстоятельства, что в день рождения ему постоянно приходилось выступать, чему он всегда был рад. Рассказывая о своем творчестве, Дмитрий Владимирович не употребляет местоимения «я», всегда говорит «мы», считая себя единым целым с музыкантами, с которыми выходит на сцену. 
 
За спиной Дмитрия Гилева десятки лет активной творческой деятельности, а в глазах - ни намека на усталость. Даже к нынешнему положению вынужденных переселенцев и новому помещению, в котором проходят репетиции, он пытается относиться с иронией. 
 
- Этот теплый уютный подвал уже стал для нас родным, мы тут никому не мешаем, - говорит Дмитрий Владимирович. - Правда, когда я прохожу мимо родного здания филармонии, сердце кровью обливается, потому что я вижу, как его громят. Не сомневаюсь, что после ремонта там все должно преобразиться, но пока в разгаре стадия разрушения, и от этого как-то не по себе.
 
Но все-таки переезд - это куча сложностей, главная из которых - отсутствие постоянного концертного зала. Раньше он находился всего лишь этажом ниже. Теперь же для репетиций в зале приходится узнавать, какая из площадок свободна. Иногда все планы рушатся, если и в Детском театральном центре, и в колледже искусств, и в ДК Кирова основная сцена в этот день занята. 
 
Но скоро состоится первый концерт в ДК моряков, который станет основной площадкой музыкантов филармонии в период реконструкции.
 
- Там прекрасный зал, великолепная акустика. И, надеюсь, зрители придут туда с удовольствием, - говорит музыкант. - Ведь самое удивительное для меня в том, что раньше, когда мы выступали в филармонии, не всегда могли похвастать аншлагами. А теперь, на каких бы площадках ни давали концерт, - мест нет. То есть даже в не самых простых условиях публика стала чаще радовать нас вниманием.
 
Впрочем, и для него самого после гастролей по отдаленным городам и поселкам, где условия крайне далеки от идеальных, уже не так важна площадка. Главное - зрители и любимый инструмент. 
 
Кстати, об инструменте. За свою жизнь музыкант сменил пять скрипок. Говорит, это совсем немного, особенно если учесть, что во время учебы их не так-то просто было достать. Обычному студенту это было не по карману. Помогали родственники.
 
- Я уверен, что стоит появиться настоящему желанию приобрести хороший инструмент, как он обязательно находится, - считает юбиляр. - Когда я начал искать, передо мной появлялись десятки уникальных старинных скрипок. И это было в Мурманске, а не в каком-нибудь европейском или американском городке.
 
В лихие 90-е почти все было товаром контрабандным. Поэтому, сколь бы велик ни был соблазн, Дмитрий Владимирович не решился на приобретение какого-нибудь старинного итальянского экземпляра. А своим нынешним гордится. Это скрипка работы выдающегося советского мастера Дениса Ярового, и на ней до Гилева играл только один человек - Наум Латинский - советский скрипач-виртуоз, музыкант, чье имя известно каждому скрипачу в нашей стране. Он был другом учителя Дмитрия Гилева, через которого они и познакомились.
 
Еще одна скрипка, к которой музыкант относится с особым трепетом, должна стать частью большой концертной программы, посвященной 70-летию Победы. 
 
- Музыкальная история под названием «Скрипка, пропахшая порохом» ждет своего воплощения достаточно много времени. Эта реальная история времен войны в пересказе нашего заполярного корреспондента Василия Белоусова вышла на страницах местных газет, - вспоминает музыкант. - В ней говорится о том, как у нас на Рыбачьем один из солдат сам сделал скрипку и играл на ней в окопах. А его товарищ играл на гитаре. Потом оба они погибли, а скрипка уцелела. Эта история нас потрясла, и мы очень хотели бы рассказать ее публике.
 
Дмитрий Гилев продолжает руководить сразу несколькими коллективами, но никогда не рассуждает на тему, сложно это или нет, он просто говорит, что занимается музыкой, занимается любимым делом. Уверяет, что на работу всегда бежит, и у него никогда не возникает желания остаться дома. А когда чувствует, что устает, ему просто требуется смена обстановки. А в этом случае для него лучше гастролей ничего быть не может. Вот такой он: усталость от работы лечит той же работой. И даже сложности пути не пугают. К примеру, недавний тур по городам и поселкам области, когда за три дня музыканты дали девять концертов, выпал на январские морозы.
 
- Мы так долго ехали в Царь-город, что наше цифровое фортепиано просто замерзло, в нем скопился конденсат, и оно отказалось работать. Но не отменять же выступление, когда в зале нас уже ждали почти двести детей! К счастью, до концерта оставался еще час. И мы сначала решили изменить программу и использовать небольшое пианино, которое было в местном ДК. А в результате инструмент прямо перед началом концерта «ожил», - вспоминает Дмитрий Владимирович. 
 
Об отмене выступлений юбиляр почти никогда и не думает. Тем более что несколько из них оказались судьбоносными. Не случайно же в составе «Мурманск-классик-квинтета» есть музыканты, которые когда-то просто побывали на концерте коллектива, а теперь стали его участниками.
 
Сегодня в репертуаре квинтета произведения русских и зарубежных композиторов. Музыканты исполняют их и в оригинальном, и в собственном переложении. При этом им довольно часто приходится экспериментировать.
 
- Нам доводилось принимать участие в таких проектах, где применяются самые современные звуковые эффекты, о которых мы даже не подозревали. Например, оказалось, что на скрипке можно сыграть северное сияние, падение звезды или скрип снега под ногами. Этим занимаются современные композиторы, и сегодня даже есть специальные нотные обозначения этих звуков. Потренировавшись, я научился играть их, - признается музыкант.
 
Всех планов на юбилейный год Дмитрий Гилев раскрывать не стал, но совершенно точно в скором времени у северян появится возможность услышать «Скрипку, пропахшую порохом» и музыку северного сияния и падения звезд. 
 
Анна ВИХРОВА
 Опубликовано: «Мурманский вестник» от 28.02.2015