Автор фото: Лев ФЕДОСЕЕВ
 
В Мурманске с концертом побывал Дмитрий Назаров. Актер любим самыми разными зрителями: от завсегдатаев табаковского МХТ до детей, которые привыкли, что его голосом разговаривает медведь Балу в «Книге джунглей». Но «народную славу» народный артист получил в связи с иной страницей своей актерской судьбы - после успеха в «Кулинарном поединке» на НТВ и «Кухне» на СТС. Сам он свою телекарьеру называет хобби и любую попытку задать вопрос о телевизионной или домашней кухне пресекает на корню.
   
- Дмитрий Юрьевич, в вашем репертуаре Чехов. Горький и Шекспир, но «для народа» вы все равно «человек из телевизора». Не стесняет ли вас то, что такая слава пришла к вам в первую очередь как к шоумену?
- 99 процентов людей, которые пришли в актерскую профессию, мечтают об этом еще со скамьи в театральной школе, плохо себе представляя, что это сулит. Как и я, кстати, мало что себе представлял, придя в эту профессию в далекие 70-е годы. Оно необременительно, если все это культурно и вежливо. Но если на улице встречается человек и говорит: «Я вчера был у вас в театре» или «Я вас помню по Театру Армии», или «Я видел вашего Отелло», или «Я видел вас в Малом театре», то эта популярность, безусловно, дороже. Сейчас же растиражироваться в телевизоре - это не бином Ньютона, это просто. Звезд у нас много, у нас все звезды: «звезды этого сериала», «звезды этого проекта», «этого «Дома» и так далее. Но промеж себя-то мы в цеху знаем цену каждому. И зритель, не будучи профессионалом, на уровне спинного мозга точно знает, кто артист, а кто нет. И фильтрует. А я этот фильтр имею возможность проверить в театре или на таких концертах, как у вас в Мурманске. Тут уже не подмонтируешь. Ты один «на носовом платке» - со зрителем.
- Один из ваших киноперсонажей утверждал, что, если ввязываешься в драку, надо бить первым. У вас такой опыт в биографии или актерской судьбе был?
- Во-первых, я не очень согласен с этой сентенцией - «надо бить первым». А может, ты ошибся, и не надо было никого бить. А во-вторых, я не знаю, насколько это применительно к профессии, но то, что время от времени надо прыгать с головой в ледяную воду, - да. В какой-то проект, роль надо иногда бросаться, а там дальше как пойдет - это бывает.
- А какой прыжок был самым рискованным психологически?
- Когда меня пригласили в театр «Сфера» на роль лошади Гульсары. Спектакль по Чингизу Айтматову «Прощай, Гульсары». Надо было в почти готовый уже спектакль ввестись и стать вдруг конем. Это было очень давно, по молодости, тогда было гораздо страшнее прыгать в воду, но прыгнул. И все это получилось в результате. Был очень хороший спектакль, очень хорошая роль.
- Роль Ельцина была прыжком в воду? (В 2011 году в фильме Александра Мохова «Ельцин. Три дня в августе» Дмитрий Назаров сыграл первого президента России.)
- Я уже был в том возрасте, когда прыжки в воду становятся привычным занятием. Постфактум приходилось долго отбиваться, когда отовсюду начали меня спрашивать, зачем я этого негодяя играл, он же плохой, нехороший, развалил, разрушил, пьяница... Но я не играл всю жизнь Ельцина, я сыграл его в эти три судьбоносных дня, благодаря которым они смеют сейчас вот это все писать. Если бы он повел себя иначе в эти три дня, молчали бы и не критиковали бы никого и никогда. Сидели бы тихо. Наверное, по сей день.
- Драматически это была сложная роль?
- Не могу сказать. Кухню актерскую как объяснить? Это в кулинарии и футболе все разбираются. А внутренние глубины нет смысла объяснять
- «Золотого теленка» с Олегом Меньшиковым, где вы сыграли Козлевича, тоже только ленивый не ругал. Вы ощущали этот проект как своего рода аферу - сродни аферам его персонажей?
- После «Золотого теленка» сказали, что я один справился с задачей. Думаю, лишь потому, что я был иным, нежели Козлевич, к которому привыкли, сыгранный Николаем Боярским, - в том варианте, с Юрским. Я был совсем иной. Мы договорились с режиссером, кого я буду играть, и оно получилось.
- Вы всегда соглашаетесь только на то, что вам интересно?
- Да. Только на то, что интересно. Слава богу, я нахожусь сейчас - тьфу-тьфу чтоб не сглазить - в таком положении, что могу выбирать.
- «Человек из телевизора» приезжает в провинцию, чтобы читать Блока. Вы верите, что российский человек литературу не забыл и не разучился читать и слушать стихи?
- Не первый год в этом деле. Проверено: мин нет. И я же не одного Блока читаю. Каждый раз в зависимости от того, что происходит в природе, в жизни, я тасую колоду экспонатов своей коллекции. И выхожу сегодня с этим, завтра с другим. Артисты должны жить без кожи, ощущать, что сейчас нужно слушателю, зрителю. Люди, отравленные нынешним телевизором, до конца не раздавлены той безвкусицей, которой их охмуряют из зомбоящика, а все, на что я надеюсь, выходя на сцену, в них осталось, существует. У кого-то это глубже, у кого-то ближе к поверхности, но это сразу по залу видно. Я выхожу разговаривать с людьми и, когда начинаю читать, уже вижу, кто ко мне быстрее «приходит», кто медленнее. Но, как правило, все приходят. Безусловно, мощный пласт русской поэзии отфильтровался за десятилетия, это классика, она будоражит, радует, волнует, трогает спустя много лет. Стало быть, на ней хороший знак нравственного качества. Сегодня тоже многие пишут. Много авторов - не буду называть ни плохих, ни хороших, - но они отфильтруются, и можно будет через 50 лет смело оглянуться и понять, кто ушел, кто остался. Ведь во времена и Чехова, и Блока, и того же Шекспира было очень много писателей, но где они все? Остались классики. Вот с этими классиками я и выхожу к зрителям. И совершенно не боюсь быть непонятым. 
 
Беседовала Татьяна БРИЦКАЯ
Опубликовано: «Мурманский вестник» от 28.11.2015