Музыкальные законы, как и законы жизни, надо хорошенько изучить, чтобы потом... опровергнуть их. Такого мнения придерживается российский музыкант, профессор Барселонской академии музыки имени Пабло Казальса Семен Сон, выступающий под сценическим именем Сеня Сон. В минувшие выходные он вместе с мурманским филармоническим оркестром дал концерты в Апатитах и столице Заполярья.   

Отношение к Сене Сону в музыкальных кругах ой какое неоднозначное. В его биографии и Гнесинка, и работа с советской «попсой» - Валентиной Легкоступовой, Валерием Леонтьевым. На излете 90-х основал рок-группу «Джокер», а теперь стал советником по вопросам культуры и искусства парламентского клуба Государственной думы РФ. Соединяет классику и джаз, но при этом не выходит из структуры академического произведения... Свою творческую манеру он называет «новый стиль в классике» и умело аргументирует ее право на существование.

- Мы все начинаем строительство с фундамента, без него дом развалится. Но дальше каждый идет своим путем, - говорит пианист. - Мы все играем одни и те же ноты, но «Лунная соната» у каждого своя. Классику мы ценим так же, как, скажем, готическую архитектуру. Но чаще слушаем джаз, рок, эстраду или городские романсы. И как-то я задался вопросом, какой бы облик гениальные Бетховен, Моцарт или Гайдн придали своим произведениям, если бы жили в наше время. Если бы пользовались нашими гаджетами, слушали рок или танцевали буги-вуги.

По словам «улучшателя Моцарта», его вещи - не аранжировки, а самостоятельные музыкальные произведения, в основе которых темы великих композиторов. А на этом фундаменте он строит нечто свое - с рваными ритмами, импровизациями и так далее. Поначалу его штудии были не столь популярными, но затем Сон стал получать заказы на оркестровую музыку.

Может быть, залог его взаимопонимания с исполнителями в том, что для собственных проектов Сеня Сон часто приглашает молодых музыкантов. А они по природе своей революционеры и экспериментаторы. Явить публике новые имена - главная идея Сона. Поэтому во время гастролей по российской глубинке он непременно знакомится с юными вокалистами, инструменталистами. Потом некоторых из них удается «вытащить» в столицу.

- В моем женском джаз-оркестре «Сон Дебюсси» двенадцать девочек из десяти городов России, - рассказывает пианист. - Фантастически талантливые, но их долгое время никто не знал. Ребята, с которыми я выступаю в ваших краях, тоже поразительно способные. И особенно приятно мне выходить на сцену с дирижером Сергеем Свиридовым. Уверен, он один из самых талантливых молодых дирижеров страны. А родом из Мурманска.

Действительно, Сергей - наш земляк. Окончил в Мурманске музыкальную школу, потом училище. Затем окончил Московскую государственную консерваторию, выступал с симфоническими и камерными оркестрами Москвы, Новосибирска, Кирова, Якутска, Астрахани, Хабаровска, а также в городах Испании и Германии, четыре сезона работал дирижером Государственного академического духового оркестра России. В Мурманске он не был давно и с нашим оркестром выступал впервые.

- Мурманчанин - это на всю жизнь, - улыбается Сергей. - Так что я испытываю, вернувшись сюда, такой приятный мандраж. Столько лет прошло, своих одноклассников даже не сразу узнал...

По словам Свиридова, в столице уже сложилась мурманская музыкальная диаспора. Семен Гилев, Виктория Морозова, Владислав Бадьин, Илья Афанасьев, Ренат Ахтямов и многие-многие другие выпускники нашего музучилища, а теперь колледжа искусств, поддерживают между собой добрые отношения, помогают друг другу. Вот только выступают вместе редко.

- В силу профессии я, наверное, чаще всех на большой сцене, но стараюсь потихоньку привлекать к проектам и других земляков, - рассказывает Сергей. - Думаю, все они еще не раз прозвучат, они безумно талантливые. А с вашим оркестром надеюсь еще встретиться, работать с ним мне исключительно приятно.

О высоком уровне северян вновь говорит и Сеня Сон. Его поразил талант самой юной исполнительницы - вокалистки Александры Мироненко, о которой «Мурманский вестник» не раз рассказывал.

- Она удивительно поет Гершвина, что очень трудно само по себе, - восторгается Сон. - Многие звезды, исполняя его вещи, показывают себя в Гершвине. А Саша показывает его музыку. Себя же - очень деликатно. Кстати, я накануне концерта слушал ее в одном из клубов города, с группой. Отличные ребята, молодцы! Как я узнал, трое из пяти участников группы играют в вашем оркестре. И это просто отлично: именно такое смешение джазовой и классической стихии дает нужный эффект. А мое дело - лишь чуть-чуть его дополнить.

Татьяна БРИЦКАЯ

 Опубликовано: «Мурманский вестник» от 26.03.2014