«Побывать на таком концерте — это счастье», - так просто и точно выразила свои ощущения одна из зрительниц после выступления солистов Академии молодых певцов Мариинского театра в Мурманской областной филармонии. «Ну что тут можно сказать? Браво!» — улыбнулась другая. Ощущение праздника и душевного подъема после концерта, закончившегося под бурные аплодисменты вставшего зала, действительно просто-таки витало в воздухе.

Приезда именитых гостей в филармонии ждали с волнением. В день концерта все, как говорится, стояли на ушах. Затянувшаяся почти до самого концерта репетиция заставила понервничать и журналистов. Увы, пообщаться с Ларисой Гергиевой, художественным руководителем Академии и сестрой знаменитого маэстро Валерия Гергиева, им удалось не более пяти минут — под нетерпеливый гул голосов заждавшихся зрителей.

Московский Пасхальный фестиваль — явление, конечно же, неординарное, яркое, ожидаемое. В нынешнем году он впервые стал международным. За 17 дней более тысячи солистам и музыкальным коллективам из 11 стран мира предстоит дать более ста концертов в России, Белоруссии, Казахстане, Литве и на Украине. Приятно, что в гастрольном списке этого грандиозного музыкального проекта уже в третий раз оказывается и наш город. И второй год подряд областная филармония принимает солистов Академии молодых певцов Мариинского театра во главе с ее создателем, непререкаемым авторитетом и главной движущей силой — Ларисой Гергиевой.

Ее редкий талант педагога и вклад в развитие культуры оценены по достоинству. Гергиева — народная артистка Украины и Республики Северная Осетия-Алания, заслуженный деятель искусств Польши, удостоена многих престижных наград на международных конкурсах. А буквально на днях ей присвоено звание народной артистки России. С чем гостью, конечно же, поздравили и журналисты, и — от имени губернатора области, а также от себя — поднявшийся на сцену после финальных аккордов председатель областного комитета по культуре и искусству Сергей Ершов.

Впрочем, Лариса Абисаловна похвалы приняла сдержанно. Объяснила: не звания для нее главное, а авторитет. И с этим не поспоришь. Авторитет у нее немалый, и не только в родном Питере, а во всем музыкальном мире. Свидетельство тому — сверхплотный рабочий график. За последние два месяца, например, была дома всего один день. Самолеты, гостиницы, бесконечная череда городов и стран. Даже с родным братом, с которым живет в одном доме, видится, по ее словам, чаще всего «где-то в аэропорту». Но это не мешает им обсуждать все главные события родной Мариинки и Академии, быть в курсе проблем друг друга. Кочевая жизнь, видимо, выработала у Гергиевой интересную особенность. Абсолютное внешнее спокойствие, неспешность и раскованность. Даже в чужой для нее обстановке она выглядит совершенно своей, домашней. В разговоре приветлива, но чувствуется — может посмотреть и ответить так, что мало не покажется.

— С Ларисой Абисаловной очень интересно работать. Всегда, как на вулкане! — поделился перед концертом певец Виктор Коротич — «академик» с четырехлетним стажем. — Приходится напрягать себя всего, постоянно доказывать, что ты достоин здесь учиться.

А напрягаться есть из-за чего. Воспитанники Академии имеют бесценную возможность участвовать в мастер-классах самых ярких звезд оперной сцены — Пласидо Доминго, Ренаты Скотто, Елены Образцовой, выступать на самых прославленных сценах мира — таких как Ла Скала, Метрополитен-опера, Ковент-Гарден...

— Они поют везде. Нет театра, где бы они не выступали, — рассказала Гергиева.

Так и хотелось бы здесь добавить «с гордостью». Но, пожалуй, уместнее было бы пояснить — с достоинством, без малейшего намека на пафос, как говорят о простых, обычных вещах.

Академия — это не учебное заведение, а своеобразное промежуточное звено между консерваторией и театром. Попасть сюда нелегко. Из нескольких сотен претендентов, штурмующих каждый год Мариинский театр, берут четыре-шесть человек. Поступившие получают стипендию — 5 тысяч рублей. «На руки, не считая подоходного налога», — уточнила Лариса Абисаловна. И посетовала, что из-за плотного гастрольного графика не было времени послушать местные таланты. Их она пригласила приехать на прослушивание.

Из Мурманска художественный руководитель Академии летит во Флоренцию, а ее подопечные отправятся в Нарьян-Мар, затем в Ессентуки и Кисловодск. Мурманск был вторым городом в их гастрольном маршруте после подмосковного Пущина.

Прошлогоднее выступление в Заполярье оставило у музыкантов приятные впечатления.

— У вас прекрасный зритель, и филармония — красивая, чистая. У нее грамотная репертуарная политика, — отметила Лариса Абисаловна. — Многие же филармонии производят удручающее впечатление.

Поэтому вполне возможно, что у Мариинки с Мурманском возникнут в будущем еще более тесные отношения. А там, глядишь, как оптимистично предположила Гергиева, появится здесь и свой оперный театр.

Программа, с которой выступили молодые солисты, вполне соответствует девизу фестиваля — «Благотворительность, образование и просветительство». Она была интересна и искушенным слушателям, и тем, кто, возможно, впервые пришел на концерт из простого любопытства. Популярные оперные арии — Князя Игоря, Тоски, Далилы, Кармен, чередовались с арией Мистера Икс, куплетами Адели из «Летучей мыши», романсами, украинскими песнями. Слушателей покорил чудесный бархатный баритон Виктора Коротича, редкие по красоте и силе меццо-сопрано Анны Маркаровой и Ирины Шишковой, волшебная колоратура Ольги Пудовой. Совершенно разные по настроению произведения — трагичные, драматичные, лиричные, шутливые брали за душу — не только мастерством, но и артистичностью, искренностью исполнения.

Отвечая на вопросы журналистов, Виктор Коротич пожелал всем чудесного настроения после концерта, чтобы каждый ушел из зала, напевая понравившуюся мелодию. Судя по всему, это пожелание сбылось. Даже холодный северный ветер, обрушившийся на выходящих поздно вечером из филармонии зрителей, не смог стереть с их лиц улыбок.

Ольга ДАНИЛОВА
Опубликовано в «Мурманском вестнике» 30.04.2011 г.

газета «Мурманский вестник»