В этом сезоне в областной филармонии на базе существовавшего уже не­сколько лет «Мурманск-классик-трио» появился новый ансамбль — «Мурманск-классик-квинтет».

— Началось все в прошлом году, когда к 100-летию Шостаковича мы играли его квинтет и решили, что надо в таком составе коллектив сохранить, — говорит его руководитель Дмитрий Гилев. — В принципе, остается неизменным жанр камерной музыки, только мы теперь используем гораздо больше возможностей — можем играть и квинтеты, и струнный квартет — любые ансамбли. Александр Маркович Кондратьев уехал в Москву, живет и работает теперь там. У нас новая пианистка — Елена Лебедева. Прекрасный ансамблист, она тоже много лет была солисткой филармонии, сейчас работает в музыкальном училище. Можно сказать, наш испытанный партнер.

В составе квинтета: виолончелистка Наталья Тимофеева, скрипач Евгений Попов, альтистка Марина Письменская и заслуженный артист России Дмитрий Гилев.

За время существования мурманской филармонии было несколько попыток создать струнный квартет, но обычно он существовал только два-три сезона. Причина — кадровые проблемы: то один музыкант уезжает, то другой.

— Собраться сложно, а существовать еще сложнее. «Долгожителей» среди подоб­ных коллективов очень мало. Например, квартет имени Бородина — уникальнейшее явление в ансамблевой музыке, — считает Дмитрий Гилев. — Каждый музыкант имеет какие-то планы, предпочтения, амбиции. Объединить их непросто. В зарубежных коллективах, насколько я знаю, бывает так, что участники ансамбля во время гастролей даже живут в разных отелях, видят друг друга только на концер­тах и репетициях, настолько непростые у них взаимоотношения. Но сама музыка подсказывает, как найти компромисс.

Существует, кстати, не так уж много произведений, написанных для подобного состава. И надо сказать, поиски нередко приводят к очень интересным находкам. Мурманские музыканты стали первыми исполнителями сочинения для сопрано, скрипки, кларнета и фортепиано — «Декоративные фантазии на стихи Оскара Уайльда». В активе коллектива и своеобразное сочинение современного композитора Tea Масгрейв «Пьеро». Это театрализованное представление на традиционный сюжет французского народного театра, где каждый инструмент символизирует определенный персонаж: кларнет -Коломбину, скрипка — Пьеро, а фортепиано — Арлекина.

— Программа наша становится все разнообразнее, теперь мы нередко работаем с вокалистками — например, Лили Йорстад (сопрано), — говорит руководитель коллектива. — Три года сотрудничаем с музыкантами губернии Финнмарк, практически постоянным участником ансамбля стала кларнетистка Анна Роструп. Это радует.

В норвежских газетах мурманский коллектив называют мостом между двумя культурами. Он — постоянный участник концертов абонемента классической музыки, который действует в городах Финнмарка. Называется «Хорошая компания».

Кстати, совсем недавно «Мурманск-классик-квинтет» вернулся из очередной поездки в Норвегию. Наши музыканты выступали в Киркенесе, Альте, Вардё и Вадсё. Программа включала музыку Вивальди и Брамса, «Увертюру на еврейские темы» Прокофьева, оперные арии.

Надо заметить, что в Норвегии форма проведения концерта отличается от нашей, академической. Слушатели во время выступления могут сидеть за столиками, а после концерта — остаться, выпить бокал вина и обменяться впе­чатлениями. Когда программа особенно сложная, столов не ставят. Обычно рассказывается немного о композиторе и произведении — на трех языках (английском, норвежском и русском). Слушатели могут задавать вопросы. Это типично норвежский стиль, все равны — и публика, и артисты. Они не любят, когда возникает какая-то дистанция. Мурманские музыканты приезжают в Финнмарк с концертами каждый год, поэтому публика их уже хорошо знает.

Осенью планируется по­ездка с подобной программой по Мурманской области.

Ольга ЗАЙЦЕВА, газета «Полярная правда», 26 марта 2008 года.