Ансамблю «Мурманск-классик-трио» — 25 лет.

Тогда, в 1980 году, никто, конечно, не думал о грядущих юбилеях. Просто трое мурманских музыкантов — пианист, скрипач и виолончелист — собрались вместе, чтобы разучить новое произведение земляка. Правда, случай был нерядовым: это сочинение, трио уже известного композитора-североморца Георгия Каликина, предстояло исполнить на пленуме Союза композиторов в Петрозаводске. То есть аудитория предполагалась самая что ни на есть взыскательная. И естественно, что музыканты вложили в это выступление все свое мастерство. Всю душу...

Обычно жизнь подобных коллективов, возникших «по случаю», исчисляется в лучшем случае неделями. Отзвучала музыка — спасибо, коллеги, и до свидания; завтра появится другое произведение, которое потребует иного состава. Но выступление в Петрозаводске прошло столь успешно, что как-то сама собой родилась идея: а почему бы не продолжить совместную работу? Ведь репертуар сочинений, написанных для такого состава, классического трио, огромен. И начались репетиции...

Правда, примерно через год скрипача Георгия Пастернака заменил выпускник Петрозаводской консерватории

Дмитрий Гилев. Для 26-летнего тогда Дмитрия приглашение играть в новом коллективе с уже зрелыми музыкантами — пианистом Александром Кондра­тьевым и виолончелистом Валерием Ролановым — стало большой удачей. По­явились гастрольные поездки, насыщенная, интенсивная творческая работа. Уже в первые годы ансамбль, получивший имя «Мурманск-классик-трио», выступил в Москве, Горьком, Вологде, Смоленске, Брянске, Сыктывкаре, Нов­городе, Архангельске. С 1990 года начались зарубежные поездки — в Финляндию, Норвегию, Швецию, США, в бывшие союзные республики — Белоруссию, Латвию, Литву, Эстонию...

Конечно, не все из этих многочисленных концертов остались в памяти. Но самые яркие не забудутся никогда. Например, поездка в США в 1991 году в ответ на выступление в Мурманске Нью-Йоркского молодежного оркестра. Тогда на концерты трио приходили русские эмигранты «первой волны» и, не скрывая слез, слушали музыку Глинки, Чайковского, Рахманинова… Памятными вехами стали и выступления в тронном зале Петродворца, драматическом театре Паневежиса, рижском зале имени Вагнера, домах-музеях Шаляпина, Скрябина… А разве можно забыть соборы Петербурга, Новгорода, Серпухова с их потрясающей акустикой, где звуки долго витают под высокими сводами?

У музыкантов накопился целый архив благодарственных писем, грамот и газетных публикаций, неизменно отмечающих их высокий профессионализм, виртуозность, глубокое проникновение в композиторский замысел, артистизм. И они действительно достойны этих лестных отзывов. В их обширном репертуаре немало крупных сочинений, требующих зрелого мастерства, ансамблевой точности.

Внешний успех и внутренняя неудовлетворенность, творческие споры, поиски новых путей — без них не обходится ни один творческий коллектив. В 1998 году состав «Мурманск-классик-трио» изменился: место виолончелиста Ваперия Роланова заняла Светлана Осягина. Светлане — музыканту, необычайно требовательному к себе, конечно же, пришлось нелегко во всех смыслах: не­обходимо было быстро освоить новый репертуар, психологически адаптиро­ваться в сложившемся коллективе. Но уже на следующий год трио в новом со­ставе участвовало в традиционном международном фестивале «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» и в Днях культуры Мурманской области в Белоруссии.

— Трио довелось повидать многое. Плохого стараемся не помнить. Главное — мы играли прекрасную музыку, побывали во многих городах, выступали перед разной публикой, — говорит художественный руководитель ансамбля Александр Кондратьев.

Но меняется время, меняются и художественные задачи творческих коллективов. Сегодня, как считает Александр Маркович, на первый план выходит про­светительская работа. Классическую музыку на нашем телевидении уже давно можно услышать только по каналу «Культура», поэтому нынешняя молодежь вряд ли знает авторов даже таких классических «шлягеров», как «Танец с саблями», вальс к пушкинской «Метели», пьесы из «Времен года»… Последнее время репертуар трио рассчитан в основном на широкую аудиторию, ансамбль много выступает в городе и области, давая по 80-100 концертов в год. — О планах на будущее лучше не говорить — дело это бесполезное, — подытожил Александр Кондратьев, подразумевая непредсказуемость сегодняшней жизни. И все же жить только сегодняшним днем для творческого человек невозможно. Планы, по крайней мере на ближайшее будущее, у ансамбля, безусловно, есть. И прежде всего, достойно выступить на своем концерте 25 февраля в зале филармонии. На юбилейном концерте.

Да, время летит стремительно, вот подошла и пора круглых дат. Кстати, му­зыканты отметят своим выступлением двойной юбилей: ансамбля и его солиста Дмитрия Гилева, которому позавчера исполнилось 50 лет. Хотя, пожалуй, правильно было бы тут вспомнить и о недавнем 70-летии со дня рождения Ге­оргия Каликина, чье сочинение стало толчком к рождению коллектива (сам композитор, к сожалению, несколько лет назад ушел от нас)...

Программа юбилейного концерта интригует — музыканты собираются исполнить неизвестный большинству любителей музыки «Квартет на конец времени» французского композитора прошлого века Оливье Мессиана. В этом им поможет кларнетистка из Норвегии Анна Роструп. Квартет написан композитором на библейский сюжет в 1940 году в концентрационном лагере под Берлином. Там же состоялась и его премьера, пожалуй, одна из самых необычных за всю историю музыки: заключенные играли при температуре минус 30 градусов, клавиши у фортепиано западали, а у виолончели было только три струны. Однако известно это произведение прежде всего своей уникальной стилистикой, отличной от традиционной европейской музыки.

Во второй части концерта прозвучат более привычные для нашего слуха ритмы страстного танго очень популярного сейчас аргентинского композитора Астора Пьяццоллы.

Все это мурманские любители музыки услышат сегодня. Ну а завтра? Завтра будет новый день, и музыканты придут в репетиционный зал с другими нотами. 25 лет — не тот возраст, чтобы думать о покое. Ведь столько еще не сыграно!

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 25 февраля 2005 года.

газета «Мурманский вестник»