Мурманская филармония знает ответ.

Леонардо да Винчи подразделял людей на три категории. Одни видят то же самое, что и вы: с ними легко найти общий язык. Вторые способны увидеть картину в истинном свете, когда им объяснишь: с такими можно вести диалог. Третьи смотрят во все глаза и ничего не видят: до­казывать им свою правоту — все равно, что обучать слепого спектральному анализу.

Мы обратимся ко второй категории людей, поскольку первая состоит из единомышленников, а третью просто нет смысла беспокоить.

В сегодняшней жизни, намагниченной событиями всякого рода, учреждения культуры выглядят как островки, будто затерянные во времени. Среди таких учреждений выделяются более всех уязвимые, но сильные своей культурой филармонии.

Просветительство. Это слово часто можно слышать в Мурманской областной филармонии. Здесь в него не только вкладывают особый смысл, но и подкрепляют его делом. Особенно, когда оно касается детей. Направление абсолютно верное, ибо детские души еще не зашлакованы потребительскими оценками и разнообразным мусором. Филармония дает шанс избежать такой напасти и эмоционально окрасить жизнь с самых ранних лет. Вот почему занятия по музыкально-художественной культуре, считает художественный руководитель Мурманской филармонии Сергей Гиваргизов, надо начинать с детьми детсадовского и младшего школьного возраста. «Музыкальный сказочник» — так называется детский абонемент, который практикует сегодня Мурманская филармония в двенадцати школах города, детском саду № 151, прогимназиях № 40, 61, в школе-саду № 92. Занятия композиционно построены так. Ведущая, актриса областного театра кукол Наталья Арсеньева, рассказывает сказку. Музыкально озвучивают ее вокалисты Сергей Гиваргизов (тенор), Раузалия Гиваргизова (сопрано), Людмила Пастер (фортепиано), ансамбль народных инструментов в составе Анатолия Гернера (баян), Виктора Бедняка (балалайка), Александра Баранникова (бас-бала­лайка). Маленький театр продолжается не более 40 минут, из которых примерно половина отдана музыке.

Причем музыке самой высокой, — уточняет Сергей Гиваргизов. — Сознательно мы решили не упрощать программы.

Как правило, на таких занятиях дети впервые слышат Грига и Хачатуряна, Сен-Санса и Вивальди, Глинку и Чайковского...

— Перед детьми выступать нисколько не легче, чем перед взрослой публикой, — продолжает Сергей Гиваргизов. -Здесь важно все, вплоть до внешнего вида, потому артисты предстают перед этой взыскательной аудиторией во фраках и с «бабочками». И волнуюсь я не меньше, чем перед любым другим концертом. Даже больше, ведь дети буквально в двух шагах от тебя.

Такое волнение понятно, и ему есть научное объяснение. Со сцены выступать легче, так как зрители находятся в так называемом публичном пространстве, открытом для всех. Когда же до слушателей рукой подать, вдвойне трудно. Но артисты филармонии заранее готовы и к таким психологическим нагрузкам. Впрочем, как и к вполне житейским: расстроенному инструменту в школах, утренним выступлениям в особенно нелегкий период — в полярную ночь. К тому же артистам задают немало вопросов. И уже не раз приходилось объяснять нашим продвинутым детям, у которых обнаруживается сформированный феномен «клипового» сознания, что они слышат живой голос, микрофона у певца нет и он не спрятан где-то.

— Но все трудности окупаются сознанием того, что эти дети уже приобщаются к истинной культуре, — говорит директор филармонии Александр Баранников.

Умелое представление сказки, этой небывалой житейской истории со смыслом, с органично вплетенным в нее «стройным и согласным сочетанием звуков» побуждает скорее к поступкам добрым, нежели к неблаговидным. Видимо, так полагает и директор мурманской школы № 11 Наталья Королева. Уже 14-й сезон продолжается ее сотрудничество с филармонией. Занятия по музыкально-художественной культуре включены в расписание уроков от младших до старших классов. Учащиеся стали постоянными посетителями филармонии. И теперь уже директор «заказывает музыку». Именно поэтому учащиеся этой школы слушали рождественскую музыку накануне Нового года.

Надо отдать должное родителям этой и других школ, которые ежемесячно или фрагментарно выделяют из семейного бюджета 15-20 рублей на музыкальное развитие своих детей.

Кстати сказать, филармония дает 8 музыкальных программ (октябрь-май) в год и готова заключить договоры с учебными заведениями Мурманска, заинтересованными в такого рода воспитании учащихся.

Хочется надеяться, что и спонсоры не оставят филармонию без поддержки, а учебным заведениям окажут помощь профсоюзы предприятий и организаций города, шефствующих над общеобразовательными школами. Более того, федеральные программы по борьбе со СПИДом, наркоманией будут скорректированы (и на местном уровне!) в пользу предупредительных мер, среди которых занятия по музыкально-художественной культуре.

Так считают создатели и участники «Музыкального сказочника». Если к такому же мнению придет большинство, может быть, тогда изменится подход к экономике как к абсолютной ценности, а коэффициент интеллектуального развития (IQ) будет расти соразмерно росту нашего понятия и нашего непосредственного участия во всестороннем развитии подрастающего поколения. Тогда не иссякнут и глубинные источники культуры, которыми славится Россия, а духовные ценности, формирующие человека с детства, не канут в Лету. Если, конечно, мы этого хотим.

Антонина ШАТАЛОВА, газета «Полярная правда», 22 января 2003 год.

газета «Полярная правда»