Но их чувства увековечила гениальная музыка.

В Мурманске, где нет своего музыкального театра, опера — редкая гостья. Наверное, поэтому у нашей публики к ней, как к любой диковинке, особые интерес и любопытство, многим памятны аншлаги на спектаклях театра «Новая опера» под руководством Евгения Колобова, настоящий ажиотаж вызвала два года назад российско-норвежская постановка «Тоски» Дж. Пуччини… Смелая идея обратиться к этому сложнейшему музыкальному жанру не раз приходила в последние годы руководству областной филармонии и ее солистам. Особенно близка к воплощению она стала после создания собственного камерного оркестра. Шесть-семь новых программ в течение каждого сезона, выступления в городах области и странах Скандинавии, участие в международных фестивалях, в постановке оперы «Тоска» — все это позволило музыкантам оркестра за минувшие два с половиной года набраться опыта и мастерства.

Опера «Дидона и Эней» выдающегося английского композитора XVII века Генри Перселла, думается, незнакома большинству наших слушателей. Тем не менее она широко известна в музыкальном мире и часто ставится за рубежом и в нашей стране.

— Гениальная музыка, — объяснил свой выбор дирижер оркестра и музыкальный руководитель проекта Геннадий Чернов. — К тому она написана для струнного оркестра и, значит, идеально нам подходит.

«Дидона и Эней» — первая английская национальная опера — давно признана шедевром. Она написана Перселлом, как полагают, в 1689 году по заказу владельца женского пансиона. Либреттист Наум Тейт заимствовал ее сюжет из эпической поэмы римского поэта Вергилия «Энеида». Это история любви карфагенской царицы Дидоны и троянского героя Энея, который по велению Юпитера (в древнем мире, как известно, всеми поступками людей руководили боги) оставил руины Трои и плывет к Италийской земле, чтобы основать новую империю. Злые силы — ведьма, колдуньи и духи — препятствуют союзу влюбленных. В результате их козней все заканчивается очень печально...

Дидона Перселла стала одной из первых трагических героинь в европейской опере, а ее прощальная песнь — одной из самых прекрасных арий, когда-либо созданных в истории оперного искусства.

При жизни автора партитура «Дидоны и Энея» не публиковалась. Сохранились только две ее копии, авторская же рукопись не обнаружена до сих пор.

Среди современных версий оперы наиболее распространенной является редакция выдающегося английского композитора Б. Бриттена. Можно сказать, он дал ей второе рождение, изучив и суммировав два манускрипта, заполнив утерянный финал второго акта музыкой из других произведений композитора.

— Для исполнения партий Дидоны и Энея, — рассказывает Чернов, — я пригласил молодых солистов Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории Людмилу Воробьеву и Григория Якерсона, с которыми хорошо знаком по совместной работе. Кроме них в постановке заняты солистки Мурманской филармонии Раузалия Гиваргизова и Антонина Панченко, студенты музыкального училища и пединститута. А также хорошо известный и любимый мурманчанами камерный хор «Amadeus» под руководством заслуженного работника культуры России Валерия Иванова.

Премьера оперы состоится в зале филармо нии 18 и 19 мая. Она прозвучит в концертном исполнении, то есть без декораций и специально созданных костюмов (пока филармонии подобная роскошь недоступна). Но и в таком скромном виде ее постановка была бы невозможна без поддержки спонсоров — Генераль ного консульства Норвегии, которое имеет хороший опыт совместных с мурманчанами творческих проектов, и нескольких норвежских компаний, работающих в нашей области.

В понедельник после приезда дирижера в филармонии возобновились последние сводные репетиции.

— Я очень доволен и оркестром, и хором, улыбается Геннадий Борисович. — Музыканты быстро уловили нужный стиль, надо заметить, непривычный для российских исполнителей. Опера звучит на английском, вернее, староанглийском языке, поэтому были определенные трудности с произношением и заучиванием текстов. Особенно у хора, который все время находится на сцене и как бы образует атмосферу оперы, отражает настроение героев. Но они молодцы, справились… Я уверен, все, кто придет на спектакль получат большое удовольствие. Музыка Перселла мелодична, слушается на одном дыхании. Она очень доступна и понятна современному слушателю, хотя и написана три столетия назад. Может быть, потому, что передает глубокие и искренние человеческие чувства, неизменные во все времена.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 16 мая 2002 года.

газета «Мурманский вестник»