В понедельник областная филармония отметит свое 25-летие. В праздничном концерте примут участие все ее солисты и коллективы. Юбилей — это всегда повод «остановиться, оглянуться». Как же все начиналось?

А начиналось — с аудитории.

— У нас никогда не было своей филармонии, и слушатель был плохо подготовлен к восприятию сложной музыки, — говорила в одном из своих интервью первый директор Вера Лобова. — Поэтому мы начали с решения главной для нас проблемы — воспитания аудитории.

Да, «первопроходцам» есть о чем вспомнить. Ведь порой приходилось выкладываться по полной программе в зале, где сидели 3-5 человек...

— Где только не довелось побывать в первые годы работы! — с улыбкой покачивает головой концертмейстер Людмила Пастер. — Нас забрасывали вертолетом в самые отдаленные уголки полуострова. Часто дней на десять. Мне, как единственной пианистке на всех вокалистов, было особенно трудно. На руках маленький ребенок, а на больничный не уйти. Приходилось возить его с собой, даже больного. Работали иногда просто в немыслимых условиях. Например, открываешь крышку пианино, а там всего две клавиши играют нормально! Бывало, что зрители, как в блокадном Ленинграде, сидят в шубах и шапках, а у меня ноты с инструмента ветром сдувает… И все же вспоминаю о тех годах с большой теплотой. Мы были очень дружны, все трудности воспринимали с юмором. Жили одной семьей, помогали друг другу.

Из первых артистов, привлеченных в Заполярье романтикой Севера, ныне остались единицы. Отсутствие жилья, кочевая жизнь, полярные ночи выдержит не каждый. Виолончелистка Светлана Осягина — из тех, кто остался верен Мурманску, прикипел к нему душой.

— Первый год, — рассказывает Светлана, — я работала в составе струнного, квартета. Все мы были выпускниками московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных, но вместе нам никогда играть не доводилось. А тут пришлось буквально через несколько дней после приезда включиться в работу. Боевым крещением были концерты, посвященные творчеству Пахмутовой. Вместе с вокалистами Борисом Артемьевым и Тамарой Лабутиной выступали на кораблях, стоящих в порту. С одного — на другой, затем на третий… Потом начались концерты по области. Уезжали в шесть утра, а возвращались к полуночи. Были командировки и на несколько дней, В Мончегорске на наши концерты всегда приходил извес­тный ученый и писатель Владимир Дав, а потом приглашал нас к себе в гости. Первый такой вечер оказался незабываемым. Дав показывал нам свою великолепную коллекцию минералов (она потом стала основой Музея камня), с воодушевлением играл на гитаре и пел бардовские песни. Вот из-за таких встреч Мончегорск стал моим любимым городом.

Артисты филармонии выступали буквально повсюду: в цехах предприятий и красных уголках в обеденный перерыв, на судах, которые вели промысел в Баренцевом море (с борта на борт переправлялись в металлических сетках с помощью крана), в совхозах...

В 80-е годы в коллектив влилось немало талантливой молодежи: вокалисты Наталья Соколова, Александр Бобин, Антонина Панченко, Анатолий Фомин, арфистка Наталья Горбунова, искусствовед Елена Боброва. Из Киева приехали зрелые мастера — заслуженная артистка Украины Валентина Залавская (сопрано) и Сергей Гиваргизов (тенор). Возникли ансамбли «Мурманск-классик-трио», «Лель», затем «Горница».

Помимо классической и народной музыки филармония всегда немалое внимание уделяла и эстраде. Колесить по области с заезжими цирками, театрами, музыкальными группами -дело хлопотное. Организующему их работу администратору приходится решать ворох бытовых проблем, присматривать, чтоб гастролеры не позволяли себе «лишнего», трястись часами в холодном автобусе. Бывало, что и застревали на много часов среди снежной равнины вдали от жилья… Но, оглядываясь назад, администратор Виктор Ельшин вспоминает прежде всего забавные случаи, которых тоже было немало.

— В фойе одного Дома офицеров стоял памятник вождю с указывающей, как полагалось, вперед рукой. В перерыве между представлениями артисты Вологодской филармонии взяли авоську с пустыми бутылками — и, понятно, не молочными. Подставили лестницу и повесили авоську на вытянутую руку. Долго никто ничего не замечал: высоко! А как перед представлением стали зрителей впускать, дежурный и обнаружил, что скульптура выглядит не по уставу. Крик, скандал! Зрителей выгнали на улицу и минут 20 искали припрятанную артистами лестницу. Сейчас смешно вспоминать, а тогда большие неприятности могли свалиться на головы местного начальства. Но обошлось… Вообще артисты, особенно эстрадные, пошутить любят. Но иногда и зрители могут учудить. Такое тоже бывало...

Просматривая архивные документы, удивляешься обилию гастролировавших у нас в до­перестроечную пору коллективов и солистов. По статистике, в иной год на концертах бывал чуть не каждый второй житель области. Филармония могла себе позволить пригласить на гастроли шоу из ГДР и мексиканскую танцовщицу, для подготовки монографической лекции послать своего музыковеда в Москву лично побеседовать с руководителем Союза ком позиторов Тихоном Хренниковым… По нынешним временам немыслимая роскошь. В памяти старожилов Мурманска, творческой интеллигенции наверняка схранились Дни культуры союзных республик, фестивали «Музыкальная осень Заполярья», выступления оркестров, хоров, выдающихся исполнителей.

В октябре 1994 года филармония обрела наконец свой собственный концертный зал в центре города. Его прекрасные акустические качества по достоинству оценили такие звезды вокала, как Бэла Руденко и Анатолий Соловьяненко, легендарный виолончелист Даниил Шафран, скрипачЭдуард Грач, Сергей Стадлер, пианист Алексей Наседкин...

Многое теперь, к сожалению осталось в прошлом. Финансовые трудности последнего десятилетия не могли не сказаться на масштабах деятельности коллектива. Сократился и творческий состав. Те же, кто остался, не раз задавались грустным вопросом: а может, нашим землякам серьезна музыка больше не нужна?..

И все-таки правы оказали верившие в важность своего дела. Все вопросы отпали, когда в 1999 году был создан камерный оркестр под руководством молодого английского дирижера Дамиана Йорио. Это стало большой творческой удачей. Каждый концерт нового коллектива до сих пор проходит с аншлагом. И слушая долгие овации переполненного зала (ни одна заезжая знаменитость не собирает у нас столько публики), сотрудники филармонии испытывают необыкновенный подъем: нужны!

— Оркестр — это та основа, вокруг которой может строиться вся репертуарная политика, — считает художественный руководитель Сергей Гиваргизов. — А если у нас появится и свой камерный хор, на что я очень надеюсь, то можно будет сказать, что филармония вступила в пору зрелости.

В планах у коллектива много интересных задумок — и театрализованные концерты, и даже постановка опер (уже без помощи норвежцев, как то было прежде!). В общем, жизнь продолжается. Ведь «если и музыка оставит нас — сказал кто-то из классиков, — Что будет тогда с нашим миром?»

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 2 ноября 2001 год.

газета «Мурманский вестник»