В программу недавних концертов камерного оркестра Мурманской областной филармонии вошли сочинения Грига и Сибелиуса — композиторов, которыми законно гордятся наши северные соседи. И вошли не случайно. Выступления этого популярного у северян коллектива стали своеобразным прологом к давно ожидаемому событию — фестивалю норвежской культуры. Он пройдет в нашей области с 14 по 20 мая.

Основные хлопоты по его организации выпали на долю комитета по культуре и искус­ству областной администации и филармонии. А трудностей в подготовке столь зна­чительного мероприятия, находящегося под патронатом Губернатора Юрия Евдоки­мова, конечно же, было немало. В фестивале задействованы практически все уч­реждения культуры Мурманска, и не только его. А значит, надо было предусмот­реть и увязать между собой сотни различных деталей.

Программа фестиваля предлагает мурманчанам немало интересного. В крае­ведческом музее откроется выставка фотоснимков Эллисиф Вессел, рассказываю­щая о жизни и быте поморских селений конца XIX — начала XX веков. В художе­ственном музее развернется экспозиция работ известного саамского художника-графика Йона Савио. Артист Стейн Эльвестад представит на суд театралов моноспектакль по повести Гоголя «Записки сумасшедшего».

Не обойдены вниманием и ребятишки. Областной театр кукол подготовил для них спектакль по пьесе норвежского автора со «страшным» названием «Кариус и Бакте-риус». Юные артисты из студии «Фантазия» покажут на сцене Детского театрального центра пьесу «Виновник торжества». А сотрудники областной детско-юношеской библиотеки пригласят на постановку норвежской народной сказки «Козел-круторог».

Прекрасный подарок ожидает поклонников классической музыки Полярных Зорь и Апатитов. К ним приедет целая группа первоклассных артистов — солистов Норвеж ской национальной оперы. Все четверо вокалистов (сопрано, меццо-сопрано, тенор и баритон) — призеры и лауреаты различных фестивалей и конкурсов, в том числе международных, не раз выступавшие с концертами в странах Скандинавии и Ев­ропы. В их репертуаре — ведущие оперные партии, вокально-симфонические про­изведения Баха, Генделя, Моцарта...

Но для встречи с нашими земляками артисты подготовили программу интересную не только знатокам и ценителям оперного искусства. «Хабанера» из оперы «Кармен», куплеты и серенада Мефистофеля, «Песенка герцога», сцены из оперетт «Сильва» и «Летучая мышь» — произведения, давно ставшие популярной классикой. Знакомые и каждый раз волнующие.

Центральным событием фестиваля станет, конечно же, совместная российско-норвежская постановка оперы Дж. Пуччини «Тоска» — одной из популярнейших (и сложнейших!) в мировом репертуаре. (О том, как шла подготовка этого крупного те­атрального проекта, на страницах «Мурманского вестника» уже рассказывалось.).

В Норвежской национальной опере много лет существует необычная для наших российских театров и, пожалуй, достойная подражания традиция. Раз в год с одним из своих спектаклей она совершает турне по городам Норвегии, привлекая к со­трудничеству местные оркестры и хоры. «Тоска», которую увидят в Мурманске, -первый международный проект коллектива, созданный именно по этой модели.

В июле нынешнего года исполняется ровно сто лет со дня первой постановки зна­менитой оперы. К созданию ее композитор пришел зрелым, сложившимся масте­ром… В поисках сюжета Джакомо Пуччини посетил как-то в Милане спектакль по драме французского драматурга Виктора Сарду «Тоска». Главную роль в нем исполняла знаменитая актриса Сара Бернар. Композитор не понял ни слова, поскольку на сцене говорили по-французски, но был потрясен яркой зани­мательной интригой пьесы, остротой конфликтов, драматизмом переживаний героев. Сюжет, который публика могла понять даже без слов, — это было именно то, что он искал!

«Тоска» — это опера-роман, новый по тем временам музыкальный жанр, одним из основателей которого и стал Пуччини. Сюжет ее (действие происходит в Риме в 1800 году) из-за насыщенности событиями сложен и прост одновременно. В осно­ве извечный любовный треугольник. Шеф тайной полиции барон Скарпио, давно и безнадежно влюбленный в певицу Флорию Тоску, плетет коварные интриги, чтобы устранить своего счастливого соперника — художника Марио Каварадосси. Ему это удается: Марио, обвиненный в укрывательстве опасного государственного преступника и в измене, погибает. Но и сам Скарпио умирает от удара кинжалом, нанесенного оскорбленной Тоской. Потеряв возлюбленного, разыскиваемая полицией героиня в отчаянии бросается в пропасть с высокой башни...

Атмосфера оперы напряженна, финал трагичен. Но незабываемыми останутся потрясающая по красоте музыка Пуччини, чудесные голоса артистов. Остров люб­ви и красоты — вот что такое отношения Тоски и Каварадосси. Пожалуй, то же самое можно сказать и о всей опере Пуччини, которая вот уже целое столетие волнует слу­шателей во всем мире.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 11 мая 2000 года.

газета «Мурманский вестник»