ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

I отделение

1.     И. С. Бах. Концерт для двух клавиров с оркестром до минор BWV 1060.

  • Allegro
  • Adagio
  • Allegro

2.     В. А. Моцарт. Концерт для двух фортепиано с оркестром №10 ми-бемоль мажор KV 365.

  • Andante
  • Allegro

II отделение

3.     В. А. Моцарт. Симфония №29 ля мажор KV 201.

  • Allegro moderato
  • Andante
  • Menuetto
  • Allegro con spirito

4.     К. Сен-Санс. «Карнавал животных». Большая зоологическая фантазия для двух фортепиано с оркестром.

  • Интродукция и королевский марш льва.
  • Куры и петух.
  • Антилопы (быстрые животные).
  • Черепахи.
  • Слон.
  • Кенгуру.
  • Аквариум.
  • Персонажи с длинными ушами.
  • Кукушка в глубине леса.
  • Птичник.
  • Пианисты.
  • Ископаемые.
  • Лебедь.
  • Финал.

Дирижер Андрей Рейн родился в 1970 году в г. Москве. В 1995 году окончил Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальностям — «Гитара» (класс профессора Н. А. Комолятова) и «Дирижер оркестра русских народных инструментов» (класс профессора П. Б. Ландо). В 2002 году окончил Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке по специальности «Музыковедение». В 2006 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им П. И. Чайковского по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Г. Н. Рождественского) В настоящее время продолжает свое образование в аспирантуре Московской консерватории.

С начала 90-х годов ведет активную концертную деятельность. Постоянный участник абонементных программ Московской государственной академической филармонии. Неоднократно дирижировал мировыми премьерами сочинений российских композиторов на фестивалях современной музыки «Московская осень». В марте 2003 года назначен главным дирижером муниципального оперного театра г. Лыткарино Московской области. В сезоне 2005 — 2006 гг. был приглашенным дирижером Национального театра оперы и балета республики Марий Эл им. Э. Сапаева. В апреле 2004 года явился инициатором создания камерного оркестра «ARCO», став впоследствии его художественным руководителем и дирижером. В качестве постоянного приглашенного дирижера сотрудничает с Ярославским и Ростовским академическими симфоническими оркестрами, Мурманским камерным оркестром, Камерным оркестром Чувашии, Череповецким муниципальным молодежным оркестром и другими коллективами. В ноябре 2007 г. гастролировал в Испании с российско-испанским молодежным симфоническим оркестром.

Свою концертную деятельность музыкант совмещает с преподаванием в РАМ им. Гнесиных и МГИМ им. А. Г. Шнитке. С января 2007 г. Андрей Рейн — художественный руководитель и дирижер симфонического оркестра Московского областного музыкального училища им. С. С. Прокофьева. В апреле того же года этот коллектив под руководством своего нового дирижера завоевал звание лауреата на III Московском областном конкурсе оркестрового музицирования.

В июне 2006 года за успехи в организации собственного оркестра и высокое профессиональное мастерство Андрею Рейну была присуждена Премия Геннадия Рождественского I степени.

Гилев Семен Дмитриевич — родился 27 октября 1984 года в семье музыкантов.

Музыкой стал заниматься с 7 лет. Первые успехи проявил в 2000 году, став лауреатом детского конкурса юных пианистов «Музыкальные Надежды». Следующие 4 года учебы прошли в Мурманском музыкальном училище под руководством Богословской Н. К., которая также был его наставником в музыкальной школе. За время учебы Семен неоднократно участвовал в международных и всероссийских конкурсах (Петрозаводск, Санкт-Петербург, Вологда, Великий Новгород, Москва) и удостаивался званий лауреата и дипломанта. Так же был отмечен стипендией губернатора Мурманской области и стипендией фонда «Русское Исполнительское Искусство». С 2004 года является студентом Московской государственной консерватории, класс доцента Андрея Борисовича Диева.

Нерубенко Нина — родилась 28 января 1988 года в городе Апатиты.

С 6 лет стала заниматься в Апатитской музыкальной школе по классу фортепиано у преподавателя Федоровой Аллы Ивановны, под чьим руководством стала обладательницей гран-при областного конкурса юных пианистов.
В 2003 году поступила Мурманское музыкальное училище в класс Кондратьева Александра Марковича. За годы учебы в училище Нина стала лауреатом и дипломантом международных конкурсов в Калининграде, Волгограде, Москве, стипендиатом Губернатора Мурманской области, Фонда П. И. Чайковского, Министерства РФ; дважды лауреат премии «Олимп».

В настоящее время, Нина — студентка 2-го курса Московской консерватории в классе профессора Рихтер Елены Рудольфовны.

КОНЦЕРТ ДЛЯ «ТРЕХ ОРКЕСТРОВ»

Программа сегодняшнего вечера во многих отношениях уникальна и необычна. Подобно тому, как лев считается царем зверей, рояль по праву можно назвать королем (буквальный перевод!) всех музыкальных инструментов, «оркестром в миниатюре». Каждый из участников нашего концерта, будь то любой из солистов-пианистов или оркестр могли бы предложить публике интереснейшую программу и при этом обойтись без помощи партнеров. Возникает вопрос — зачем композиторы в своих произведениях объединяют такие самодостаточные музыкальные величины, как рояли и оркестр? Убедительным ответом на этот вопрос может послужить великое множество замечательных сочинений для двух фортепиано с оркестром, из которых можно было бы составить интереснейшую программу целого филармонического абонемента, да пожалуй, и не одного. Перед держателями такого абонемента открылся бы удивительный музыкальный мир трех столетий, вобравший в себя шедевры И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф. Мендельсона, М. Бруха, К. Сен-Санса, Ф. Пуленка, Б. Бартока, Б. Бриттена, А. Шнитке и многих других авторов. Некоторые из этих произведений прозвучат сегодня.

Жанр инструментального концерта с несколькими солистами берет свои истоки в барочном кончерто-гроссо, в основе которого было противопоставление группы солирующих инструментов остальным участникам оркестра. Но музыкальное «общение» солистов между собой и с оркестром не всегда носит характер противопоставления, т. е. соревнования, иногда участники исполнения находятся в полном согласии, органично дополняя друг друга, а иногда, как бы пародируют только что «сказанное». Концерт до минор для двух клавиров с оркестром BWV 1060 И. С. Баха является авторской переработкой сочиненного ранее Концерта ре минор для скрипки и гобоя с оркестром. По своему построению и музыкальному развитию это сочинение очень близко к уже упоминавшемуся кончерто-гроссо — туттийные эпизоды, исполняемые оркестром, чередуются с более гибкими и утонченными репликами солистов. Особенно чарует своим мелодическим богатством вторая часть, в которой сольные партии словно парят над скупым и сдержанным сопровождением оркестра. Интересно, что в общей сложности Бахом создано 13 клавирных концертов, среди которых есть произведения для одного, двух, трех и даже четырех (!) солирующих инструментов.

Концерт ми-бемоль мажор для двух фортепиано с оркестром KV 365 был написанВ. А. Моцартом в 1779 году для совместного исполнения со своей сестрой Марией Анной. Наличие двух солистов предопределило иное, чем в сольных концертах, распределение ролей между исполнителями. На первом плане здесь фортепианный диалог, написанный с необычайной изобретательностью. Перед нами разворачивается вся гамма возможных «сценариев общения» брата с сестрой — от полного согласия, до легкой ссоры, и передразнивания. Поразительно, с какой портретной точностью переведены эти разговоры на язык музыки. Отдавая пальму первенства солистам, участие оркестра в этой «инструментальной комедии» ограничивается лишь вступлениями-антрактами к каждой части и отдельными немногословными комментариями — «репликами от автора».

Написанная пятью годам раньше (1774) Симфония № 29 ля мажор KV201 по праву занимает особое место в симфоническом наследии Моцарта. Если его поздние симфонии уже достаточно хорошо знакомы любителям музыки, то более ранние произведения этого жанра исполняются незаслуженно редко. Именно эта симфония, как ни какая из созданных ранее, ярко свидетельствует о достижении вундеркиндом полной творческой зрелости. В ней впервые отчетливо проявился и дар Моцарта как симфониста-драматурга. Можно только восхищаться и удивляться мастерству девятнадцатилетнего композитора! В спокойно-неторопливом развитии Первой части, начинающейся очень необычным для того времени ходом на октаву вниз (словно меркнущий некогда идеал), уже отчетливо слышны мысли и переживания взрослеющего человека. Во Второй части в оркестре преобладают струнные инструменты, что подчеркивает плавность мелодического движения мелодии и камерную прозрачность фактуры. Пунктирный ритм Менуэта, как грустное воспоминание, ненадолго возвращает настроение тревоги и беспокойства, но Финал симфонии, полный веселья и танца, развеивает все переживания. Интересно, что главная тема Финала построена на том же, что и в Первой части, нисходящем октавном ходе, но здесь это уже не сомнения и разочарования, а жизнеутверждающий оптимизм!

Вот отрывок из книги «Преамбулы», которую написал выдающийся дирижер Геннадий Рождественский: «… В мае 1881 года композитор Камиль Сен-Санс уехал вместе со своей женой на французский курорт Ля Бурбуль, а 28 июля внезапно исчез из отеля. Розыски его были безрезультатны. Только по прошествии нескольких недель он письменно известил свою жену, что не вернется к ней никогда, однако развод не был оформлен до конца его жизни. Но новатором Сен-Санс был не только в «бракоразводной» области, его творчество было подлинно новаторским по своей сути, хотя зачастую это бывает трудно обнаружить за исключительно элегантной драпировкой, выполненной согласно самым «добропорядочным» канонам...»

Многие музыкальные идеи Сен-Санса заметно опередили свое время, но, пожалуй, наиболее пророческим его сочинением оказалась написанная в 1886 году зоологическая фантазия «Карнавал животных» для двух фортепиано с оркестром, — едва ли не самое известное произведение композитора. Трудно не сбиться со счета, перечисляя многочисленные находки и открытия, встречающиеся здесь практически на каждой странице. Отметим лишь некоторые из них.

В начале XX века, как реакция на грандиозные масштабы позднеромантического симфонизма, в творчестве целого ряда композиторов, начинает складываться новый камерно-оркестровый стиль. Каждая инструментальная партия оркестра стала представляться не группой, а одним солистом. Но мало кто знает, что впервые этот принцип оркестровки был применен именно в «Карнавале животных». Так в «Лебеде» мы слышим пластичную мелодию солирующей виолончели, а тяжелая и неуклюжая походка «Слона» идеально точно передана контрабасом. Музыку для «Черепах» Сен-Санс позаимствовал у своего соотечественника Жака Оффенбаха, но даже искушенному меломану будет нелегко узнать мотив популярнейшего канкана из оперетты «Орфей в аду», звучащий здесь в несколько раз медленнее оригинала! И оно понятно — черепахи никогда и никуда не спешат. А время когда композиторы станут цитировать (именно цитировать, а не воровать!) музыку своих коллег, сделав это важной и неотъемлемой частью своего творчества, наступит почти через сто лет после «Черепах» Сен-Санса-Оффенбаха. Еще одним нововведением создателя «Карнавала животных», без которого было бы сложно представить музыкальный авангард второй половины XX века, стали авторские ремарками, определяющие, в частности, некоторые подробности поведения музыкантов на сцене. Так в «Пианистах» имеется следующее указание автора: «Исполнители должны подражать неумелой игре начинающих», или говоря иначе — играть фальшиво, а солирующему в «Кукушке» кларнету, предписано точное местонахождение — за сценой. Так зарождался «инструментальный театр» в музыке XX века.

Вечагуп Ялеме, музыковед (Финляндия)

КАМИЛЬ СЕН-САНС

Камиля Сен-Санса можно смело назвать композитором популярным. Что же сделало его таковым? Прежде всего, так называемый «Умирающий лебедь», украшающий репертуар лучших балерин мира — совместное творение Сен-Санса и гениального русского балетмейстера Михаила Фокина. Эта прекрасная мелодия рождает в нашем воображении, в нашей памяти чарующую пластику Анны Павловой, Галины Улановой и Майи Плисецкой. С именем Сен-Санса ассоциируется блестящая концертная пьеса для скрипки с оркестром — «Рондо-Каприччиозо», посвященная испанскому Паганини — Пабло Сарасате… Довольно часто звучит на наших эстрадах Второй концерт для фортепиано с оркестром, куда реже — превосходная Третья симфония, еще реже — симфоническая поэма «Пляска смерти». Вот, собственно, и все, что мы знаем из произведений Сен-Санса… При этом далеко не всем известно, что «Умирающий лебедь» не всегда находился в столь трагическом состоянии, что это не отдельное самостоятельное сочинение, а часть большого произведения для двух фортепиано с оркестром под названием «Карнавал животных», в котором «Лебедь» (а вовсе не «Умирающий лебедь»!) на равных правах сосуществует с «Ослами», «Слоном», «Рыбами», «Черепахами» и животными с высшей нервной организацией — «Пианистами»! Не всем известно, также, что Сен-Санс написал много замечательных опер, среди которых подлинные шедевры — «Самсон и Далила», «Генрих VIII», «Деянира», «Фрина», что он автор очаровательного балета «Жавотта», монументального Реквиема, огромного количества камерной музыки. Сен-Санс-композитор — только одно из многочисленных проявлений яркого дарования этого исключительно интересного человека, возродившего в своем лице на рубеже XIX и XX столетий тип «уомо универсале» эпохи итальянского Возрождения. Сен-Санс был интересным писателем. Впервые на литературном поприще он выступил в 70-х годах позапрошлого столетия в качестве журналиста в маленьком журнале под названием «Литературное и артистическое возрождение». Он подписывал свои фельетоны псевдонимом «Фемиус», мало кому известным именем легендарного барда из «Одиссеи» Гомера. Среди книг, написанных Сен-Сансом, — исключительно оригинальные, блещущие остроумием «Портреты и воспоминания». Не менее интересны и другие его книги — «Гармония и мелодия» и «Самовольные досуги». Сен-Санс был незаурядным поэтом. В 1891 году он выпустил сборник стихов «Любимые рифмы». Наряду с утонченной пасторальной лирикой, эклогами, стансами и триолетами в этой книге есть такие строфы, позволяющие судить о некоторых сторонах мировоззрения их, казалось бы, столь бесконфликтного творца:

Боятся сильных.

Тот, кто укротил химеру,

Получит злобу в дар за мужество свое.

Ищите в ненависти уваженья меру,

Его предел.

Гордитесь, заслужив ее...

Сен-Санс был интересным ученым, проявившим себя в совершенно не соприкасающихся научных сферах. Им было написано исследование о декорациях в античном театре, а в 1904 году он прочел в Парижском астрономическом обществе доклад о явлениях миража, которые он наблюдал на Суэцком перешейке. Сен-Санс очень любил путешествовать и значительную часть своей жизни провел в дороге. Он в равной степени хорошо знал и Запад и Восток. Вот один из его характерных маршрутов 1890-го года: Испания — Цейлон — Египет — Неаполь — Мальта — Тунис — Алжир… А вот плоды этого путешествия: в Испании родился «Паредобль» для фортепиано в четыре руки; в Египте Сен-Санс собрал богатый урожай в виде своего Пятого концерта для фортепиано с оркестром, который так и называется — «Египетский»; пребывание в Африке помогло написать концертную фантазию для фортепиано с оркестром «Африка» и «Алжирскую сюиту» для оркестра. Но во всех своих сочинениях он прежде всего француз, демонстрирующий исключительный вкус в сочетании с чисто галльским обаянием… Что же касается его публицистики, то иной раз просто трудно поверить, что столь смелые мысли были высказаны более 100 лет тому назад. Вот некоторые из них.

На страницах книги «Гармония и мелодия», вышедшей в свет в 1879 году, мы читаем: «Тональность, на которой основана новая гармония, агонизирует. Это вызвано односторонностью мажора и минора. Античные лады возвращаются на сцену, а вслед за ними вторгнутся в искусство лады Востока, разнообразие которых безмерно. Все это снабдит новыми элементами истощенную мелодию; гармония также изменится, а ритм — разовьется. Из всего этого возникнет новое искусство». Для того, чтобы убедиться, насколько прав был автор приведенной цитаты, нам с вами достаточно послушать музыку практически любого композитора XX века.

Камиль Сен-Санс был довольно тесно связан с русской музыкальной культурой и весной 1887 года приезжал в Россию на гастроли, по случаю чего написал «Каприччио на датские и русские темы» для духового трио и фортепиано, которое с успехом было исполнено при участии автора в Петербурге и Москве. В Москве он встретился с Чайковским, который неоднократно давал очень высокую оценку сочинениям Сен-Санса, в частности, он писал: «В сочинениях Сен-Санса всегда виден превосходный музыкант, чуждый того невинного шарлатанства, от которого не свободны многие сильные таланты и которое состоит в том, чтобы каким-нибудь резким, хотя не вызванным формой эффектом удивить и увлечь слушателя...»

Геннадий Рождественский (из книги «Преамбулы»)

Добавить отзыв



Мурманский камерный оркестр

22.02.2009 16:00