«… найден сюжет, где я докажу всему миру, что любовники должны оставаться живы в оперных финалах и что это истинная правда»
(из письма П. И. Чайковского доктору И. В. Яковлеву)

ИОЛАНТА

Лирическая опера в одном действии

Либретто М. Чайковского по драме «Дочь короля Рене» Г. Герца

Действующие лица и исполнители:

Иоланта, дочь короля Рене — Раузалия Гиваргизова, Мурманск

Рене, король Прованса — Константин Христов, Москва

Роберт, герцог Бургунский - Григорий Осипов, Москва

Водемон, граф, бургунский рыцарь — Андрей Беличков, С.-Петербург

Марта, жена Бертрана, кормилица Иоланты — Лариса Селиверстова, С.- Петербург

Лаура, подруга Иоланты — Ирина Тавалук, Мурманск

Бригитта, подруга Иоланты - Софья Худоян, Мурманск

Эбн-Хакиа, мавританский врач — Борис Пинхасович, С.-Петербург

Бертран, привратник дворца - Евгений Ахмедов, Мурманск

Альмерик, оруженосец короля Рене — Александр Михайлов, Мурманск

Петр Ильич Чайковский — русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Чайковский считается одним из крупнейших русских композиторов. Автор 76 опусов, 10 опер, 3 балетов. Его 6 симфоний, 3 сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Одноактная опера П. И. Чайковского «Иоланта» — одно из последних сочинений композитора (написана в 1891г.). В основе либретто — пьеса датского писателя Г. Герца «Дочь короля Рене». Она привлекла композитора своей поэтичностью, бесхитростной простотой, цельностью образов, а главное — высокой человечностью, которая направляет все стремления и поступки действующих лиц. «Это богатейший для музыки сюжет, способный согреть и вдохновить меня до того, что я не сомневаюсь в успехе, если только опера не будет результатом напряжения и торопливости», — писал Чайковский водном из писем.

Летом 1891 года, находясь в живописном имении Майданово (недалеко от Москвы), Чайковский принялся за сочинение «Иоланты».

Любопытно, что именно в эти же годы в русских журналах публикуется повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», в которой также разрабатывается почти аналогичный сюжет, хотя и в совершенно другом историческом контексте. И у Чайковского, и у Короленко присутствует противопоставление ценности мира духовной красоты и реальной красоты бытия. Прямого влияния одного произведения на другое не обнаруживается, однако совпадение симптоматично.

В опере многие исследователи находят отголоски увлечения композитором в этот период философией Спинозы, чтением его трудов, переписки. Книги эти сохранились в библиотеке Чайковского, в них можно увидеть многочисленные пометки. Но, скорее всего, концепция «Иоланты» — это прежде всего выражение нравственных и философских устремлений самого композитора.

Несмотря на увлечение сюжетом и образами пьесы, работа вначале двигалась медленно. «Опера у меня идет очень вяло, очень трудно», — жаловался композитор в письме к племяннику В. Л. Давыдову. Темне менее вскоре появился великолепный дуэт Иоланты и Водемона — центральная сцена оперы, а вслед за ней и другие.

«Моя работа вдруг пошла хорошо. Теперь я знаю, что «Иоланта» лицом в грязь не ударит», — писал Чайковский в одном из писем. И уже осенью 1891 года опера была окончена в черновых эскизах.

«Иоланта» — светлое и гармоничное произведение, необыкновенно цельное по настроению и колориту. Атмосфера света, солнца господствует в «Иоланте»; она привносит в произведение настроение праздничности, радости, счастья.

Самоотверженная любовь Иоланты к рыцарю Водемону, любовь, помогающая ей прозреть, беззаветная преданность Водемона, его отвага и презрение к опасности и смерти, мудрость и человечность старого короля Рене и мавританского врача Эбн-Хакиа, исцеляющего Иоланту, поэзия расцветающей любви, стремление всех героев к добру, счастью и гармонии — таково содержание оперы.

Премьера «Иоланты» состоялась 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Дирижировал Э. Ф. Направник. Партии главных действующих лиц исполняли выдающиеся русские певцы Медея и Николай Фигнер, Каменская, Яковлев, Серебряков.

Содержание оперы

На юге Франции, в Провансе живет Иоланта — единственная дочь короля Рене. Девушка слепа от рождения. По требованию отца окружающие скрывают страшную правду: за пределами замка никто не знает о слепоте Иоланты; под страхом смерти никто не смеет открыть Иоланте существование света, красок, видимого мира.

Иоланта собирает в саду цветы. С нею ее кормилица Марта и несколько подруг. На траве расположились музыканты. Плавно, неторопливо течет спокойная, чуть меланхоличная мелодия. Обращаясь к кормилице, Иоланта жалуется на грустные мысли, преследующие ее с некоторых пор. Песни соловья, которые она так любила прежде, теперь пробуждают в ней неясную тоску.

Девушки приносят цветы. Их аромат должен рассеять печаль Иоланты. Под звуки колыбельной песни Иоланта засыпает.

Вдали слышен звук рога. У ворот замка появляется Альмерик, оруженосец короля Рене. Его встречает Бертран, привратник замка. Он узнает от Альмерика, что вскоре в замок прибудет король и с ним вместе — мавританский врач Эбн-Хакиа, искусство которого, как надеется Рене, должно исцелить Иоланту.

Разговор Альмерика и Бертрана прерывается новыми сигналами рогов — приехал врач Эбн-Хакиа. Бертран и Марта провожают его к Иоланте.

Король Рене погружен в глубокое раздумье, мысли его нерадостны: его единственная дочь, находящаяся в расцвете молодости и красоты, поражена тяжелым недугом. Что будет с Иолантой, если слепота ее неизлечима? Что скажет новый врач, не будет ли его искусство так же бессильно перед болезнью Иоланты, как искусство всех остальных? Скорбный монолог Рене (одна из немногих печальных страниц оперы) прерывается появлением Эбн-Хакиа. Исцеление возможно, но при одном условии: Иоланта должна знать, что она слепа, должна желать исцеления. Если Иоланта останется безучастной, Эбн-Хакиа бессилен помочь ей.

Король удаляется в раздумье. Что, если наука врача не поможет дочери, и он лишь прибавит к несчастьям Иоланты еще одно, когда она узнает о своей слепоте? Какое принять решение?

Двое юношей показываются у ворот замка. Один из них — Роберт, герцог Бургундии, другой — его друг граф Водемон. Рыцари охотились в горах и, заблудившись, случайно забрели в замок. Надпись над воротами, грозящая смертью всякому, кто войдет сюда без ведома короля, не остановила их: дерзкий и отважный герцог Роберт не привык подчиняться запретам. Цель его путешествия — свидание с невестой Иолантой (он обручен с детства, но никогда не видел ее) — так ненавистна Роберту, что он радуется любой кратковременной отсрочке. Роберт любит другую, мысль о браке с Иолантой приводит его в отчаяние. Водемон успокаивает друга: может быть, король Рене согласится расторгнуть помолвку, он добр и справедлив, он сумеет понять Роберта.

Неожиданно Водемон замечает спящую Иоланту. Он поражен красотой девушки. В его сердце мгновенно вспыхивает любовь к незнакомке.

Просыпается Иоланта. Она рада голосам незнакомых рыцарей, в замке редко бывают гости.

Иоланта и Водемон остаются наедине. Кусты цветущих роз окружают террасу замка; их ветки свешиваются на узорчатые перила. Водемон восторженно говорит Иоланте о своей любви, так быстро вспыхнувшей в его сердце. Девушка с удивлением слушает его: до сих пор ей не приходилось слышать ничего подобного. Водемон просит подарить ему цветок на память о их встрече. Пусть Иоланта сорвет одну из красных роз, кусты которых цветут у террасы замка. Иоланта срывает белую розу. Водемон понимает, что девушка слепа. Эта мысль приводит его в отчаяние. С недоумением прислушивается Иоланта к горестным восклицаниям Водемона. В горячем порыве юноша раскрывает ей красоту окружающего мира; он говорит о блеске солнечных лучей, о яркой голубизне неба. У Иоланты появляется желание видеть, а в душе ее просыпается любовь к незнакомому рыцарю. Как вдохновенный гимн свету, солнцу, расцветающей любви и счастью звучит мелодия дуэта Иоланты и Водемона. В сад входят встревоженный король Рене. Врач, подруги Иоланты. Они видели, что незнакомец говорил с Иолантой. Не открыл ли он ей тайну? Да, незнакомый рыцарь рассказал Иоланте о красоте природы, и ей захотелось прозреть. Эбн-Хакиа считает, что теперь он может начать лечение, но желание Иоланты видеть все-таки недостаточно сильно. Король объявляет, что незнакомец умрет, если лечение не поможет. Решение отца наполняет сердце Иоланты ужасом. Она готова вынести любые страдания, лишь бы Водемон остался жить. Она жаждет исцеления. Врач уводит девушку.

Король и Водемон остаются вдвоем в лесу. Рене говорит, что, угрожая смертью, он хотел лишь пробудить у Иоланты желание прозреть. Цель достигнута, и Водемон свободен. Он может покинуть замок. Но Водемон не может уйти из замка; он полюбил Иоланту и просит ее руки, хотя ему неизвестно, кто она.

В воротах появляются рыцари во главе с Робертом. Рене говорит Водемону, что не может отдать ему дочь, так как она невеста Роберта — герцога Бургундии. Роберт умоляет короля не торопиться с браком. Он полюбил красавицу Матильду, принцессу Лотарингии, и если даже ему придется сдержать слово и стать мужем Иоланты, сердце его навсегда будет принадлежать Матильде. Благородный Рене не хочет принуждений. Он освобождает Роберта от его слова. Пусть мужем Иоланты станет рыцарь Водемон, он завоевал это право ценой глубокой и преданной любви! В замке раздаются радостные крики: Иоланта прозрела! Король и Водемон спешат навстречу девушке.

Звучит преображенная мелодия дуэта Иоланты и Водемона — вдохновенная хвала светлым силам жизни, солнцу и счастью.

Петр Ильич Чайковский

Петр Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмурдия).

Его родители — Илья Петрович Чайковский, директор завода и Александра Андреевна Ассиер — любили музыку. Мать играла на фортепиано и пела. Начав заниматься в раннем детстве, к девяти годам Петр уже был неплохим пианистом.

В 1850 г. семья переехала в Санкт-Петербург, где Чайковский поступил в Императорское училище правоведения. Неожиданная смерть матери вызвала у впечатлительного юноши огромное потрясение, которое повлияло на его дальнейшую судьбу. Окончив училище, Чайковский получил чин титулярного советника и назначение в Министерство юстиции. В свободное от службы время он посещал оперный театр, а с 1861г. начал заниматься в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО). Вскоре они были преобразованы в Петербургскую консерваторию, и Чайковский стал одним из первых ее студентов по классу композиции. По настоянию своего учителя — Антона Рубинштейна — Петр Ильич бросил службу и целиком отдался музыке. В 1865 г. он окончил курс консерватории с большой серебряной медалью, написав кантату на оду Шиллера «К радости».

Вскоре по приглашению Николая Рубинштейна Чайковский переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории. В этот период он сблизился со многими известными деятелями русской культуры того времени. Его творчество отличали напряженность исканий, многообразие художественных интересов.

В конце 70-х годов Чайковский пережил тяжелый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. Материальная поддержка искренней поклонницы и почитательницы таланта композитора Н. Ф. фон Мекк позволила Чайковскому оставить тяготившую его работу в консерватории и уехать за границу. В течение нескольких лет он путешествовал, жил в Швейцарии и Италии. В середине 80-х г. г. композитор вернулся к активной музыкально-общественной деятельности. Много выступал как дирижер в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили его творческие и дружеские связи с западноевропейскими музыкантами — Э. Григом, А. Дворжаком, Г. Малером, К. Сен-Сансом...

В 1891г. Чайковский совершил поездку в Америку. В качестве дирижера своих сочинений он с огромным успехом выступал в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии, дирижировал Нью-Йорским симфоническим оркестром при открытии концертного зала «Карнеги-Холл».

Последние годы своей жизни композитор жил в Подмосковье, в Клину. 16 октября 1893г. он дирижировал в первый раз своей шестой симфонией. Это выступление оказалось последним. Композитор скончался через несколько дней в Санкт-Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре.

Добавить отзыв

Архив событий:

2024 •  2023 •  2022 •  2021 •  2020 •  2019 •  2018 • 2017 • 2016 • 2015 • 2014 • 2013 • 2012 • 2011 • 2010 • 2009 • 2008

Филармония

Государственное областное автономное учреждение культуры "Мурманская областная филармония"
ГОАУК "МОФ"

г.Мурманск, ул. Софьи Перовской, д.3
(схема проезда)
телефон: (8152) 994333
факс: (8152) 994331
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Кассы

ул. С.Перовской д.3
(здание филармонии)
телефон (8152) 99-43-32
пт, сб: с 11:00 до 19:30
ср: с 13:00 до 19:30
пн, вт, чт, вс: с 12:00 до 19:30
перерыв: с 15:30 до 16:00

пр. Ленина д.67
телефон (8152) 45-08-67
пн, пт, сб: с 12:00 до 18:30
вт, ср, чт: с 13:00 до 19:30
вс: выходной
перерыв: с 15:00 до 15:30