Поначалу зал онемел. В тишине, казалось, можно было услышать, как забились сердца женской половины публики, когда вместо тривиальных танцующих пар - чего еще, спрашивается, ожидать от шоу латиноамериканских танцев - на сцену выскочили восемь брутальных полуголых мужиков. Белозубые улыбки, широкие плечи и огненные взоры, которым позавидовало бы немое кино. Два дня в Мурманске выступал аргентинский ансамбль «Риверс Дансерз» с программой «Страсть Аргентины Маламбеандо».   

Немое кино с его томной буржуазностью и нарочитой страстностью то и дело вспоминалось, пока танцоры - всего в коллективе 25 человек - выводили немыслимые па, вступали в диалог, соперничали, обольщали женщин и сражали врага. Без единого слова, но как!

Кстати, танго - томное и эротичное - было совсем не гвоздем программы. Гости привезли не просто набор номеров, а целый спектакль, сюжет которого - история аргентинского танца от дикой пляски аборигенов Патагонии, откуда, к слову, родом все исполнители, до современной «милонги» Буэнос-Айреса - вечеринки в кафе, куда приходят не выпить и поесть, а танцевать до самого утра.

Полтора часа неистовства. Вводящие в транс барабаны и перкуссия, откровенный мужской эротизм - это маламбо, танец патагонских индейцев, сопровождавший жертвоприношения. Его называют аргентинским фламенко - то же щелканье каблуков, тот же неутолимый жар. Темп - бешеный, четкость потрясающая. Как они выносят такие нагрузки - загадка.

Казавшиеся на сцене молодыми красавцами, артисты за кулисами оказались вполне зрелыми, возрастными даже. Но гибкость, прыть и стать - на зависть. Недаром обалдевший поначалу зал к финалу шоу просто визжал, не отпуская гостей, а те, щедрые на эмоции, продолжали танцевать, хоть осветитель давно погасил софиты. Аплодируют ведь - как же откажешь?!

Кстати, первоначальную немоту заполярной публики первым прорезал как раз-таки зычный мужской возглас: «Ай, молодцы!». Так что не только слабый пол был сражен обаянием латинос.

Как рассказывает один из режиссеров проекта, Назарено Валверди, шоу родилось в декабре 2008 года. Идея - рассказать миру о магии танца, созданного на его родине. Назарено считается лучшим хореографом Аргентины, он руководит Национальной школой классического танца и танго. В проект подбирал только самых-самых.

Премьера состоялась в Нью-Йорке, с тех пор танцоры побывали на гастролях в разных странах Европы, городах США и Японии. В Мурманск приехали в рамках большого тура по странам бывшего СССР. Успели побывать на Украине, в Беларуси, на Балтике.

К разговору подключается соавтор шоу Хорасио Оскар Фернандез.

- Танго - самый известный танец в мире! - уверенно и не без гордости заявляет он. - Между прочим, у вас в Москве тоже устраивают «милонгу» в одном из заведений. А вы танцуете танго?

Пришлось честно признаться: танго, увы, не танцую. Думаю, после этого выступления многие северяне устремятся в танцзалы - благо в Мурманске есть несколько школ аргентинского танца. Впрочем, мне, барышне, не владеть искусством танго простительно - танец-то мужской! Да-да, не случайно женских ролей в шоу было всего лишь две, все остальное - сплошное мужское доминирование.

В начале 20-х годов прошлого века, когда обольстительные звуки послышались на окраинах Буэнос-Айреса, исполняли танго исключительно мужчины. А первые танцующие женщины вызывали жесткое осуждение.

И это на родине, что уж говорить о Европе! Помните финальные кадры английской комедии «Легкое поведение»: героиня-американка, которую так и не приняла семья высокородного мужа-британца, танцует - о, ужас! - танго с его отцом. «Прямо из аргентинского борделя!» - выносит приговор железная свекровь.

Но и не такое железо плавилось от жара танца, который весь - желание, весь - страсть. Он, если им заразиться, может стать стилем, а то и смыслом жизни. Например, многие северяне участвуют в выездных танго-лагерях. Скажем, в Италии, - едут туда, чтоб за немалые деньги... потанцевать под руководством какого-нибудь черноокого учителя.

- У нас фестивали самбы, танго проводятся в каждом регионе, - повествует Хорасио Оскар Фернандез. - Во время фиесты люди танцуют на улицах, площадях, в барах... Обязательны национальные блюда в меню и национальные танцы.

Экспортировавший танго в разные страны мира танцор настаивает: все равно по большому счету вне Аргентины танго - не танго. На родине оно более энергичное, быстрое, с мелкими быстрыми шажками, ювелирное.

Случаются между мастерами и настоящие дуэли, кто кого перетанцует. Вот и в финале шоу на сцену вышел вооруженный барабанами весь мужской состав труппы.

Облаченные в белое, смуглокожие, статные гаучо, задав сами себе бешеный темп, устроили дуэль на барабанных палочках, схватив их, словно шпаги.

Музыка, танец и цирковое искусство - три в одном. Тут уж всю лень и томность танца любви как ветром сдуло. Каждый - как сгусток энергии, как пружина.

Такую битву мало кому удавалось наблюдать! А победителя в ней не выберешь, как ни старайся. Остается только рукоплескать - каждому.

Татьяна БРИЦКАЯ

 Опубликовано: «Мурманский вестник» от 15.02.2014