Она даже Эдит Пиаф поет как грузинские песни. И легендарные композиции Мишеля Леграна - из «Шербурских зонтиков» - так же. Когда исполняла абсолютно хитовые вещи из бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше» над залом плыла, чаруя, сплошная Грузия. Народную артистку России Тамару Гвердцители называют «самой грузинской женщиной» мировой эстрады. На днях она дала три концерта в Мурманской областной филармонии.

В Заполярье Тамара Михайловна приехала впервые и встретила бесконечно горячий прием мурманчан - три аншлага и море цветов, которые морозным воскресеньем казались настоящим чудом.

Вокал вокалом, но первое, что принялась обсуждать преимущественно дамская часть публики, - концертные наряды артистки, яркие, с пышными юбками и невероятными рюшами, так несхожие с привычными глазу ее поклонников строгими черными платьями. Особо въедливые барышни, чтоб рассмотреть все в деталях, даже вооружились в зале армейскими биноклями.

Удивлять Гвердцители умеет. Смена репертуара, неожиданные дуэты - от оперных партий (на сцене Днепропетровского оперного театра Тамара Гвердцители исполняет партию Кармен с миланским баритоном Джованни Рибикьезу) до выступлений с российскими рокерами - Дианой Арбениной и «Би-2». К слову, рок ей удивительно к лицу, что называется в масть, подчеркивает трагическое звучание ее голоса.

- С «Би-2» мы и поныне в плотной связи и пребываем в совершенно детском восторге от этого, - улыбаясь, рассказывала она на мурманской пресс-конференции. - Генератор идей у нас Шура (гитарист группы Александр Уман. - Прим. авт.).

В Мурманске рока, впрочем, не было. Зато звучало много грузинского - только что артистка вернулась с гастролей на родной земле, возобновленных после вынужденного перерыва. Российско-грузинский конфликт для нее стал личной драмой: живущая в Москве Гвердцители не могла петь на родине, а ее отец и брат не имели возможности приехать в Россию на ее выступления. Да и вообще исповедовать любовь к Грузии, живя в России, было нелегко. Даже ей.

- В Грузию я все это время продолжала ездить, но петь там возможности не имела, - сетует Тамара Михайловна. - И сейчас, когда она снова появилась, у меня ощущение умиротворенности. Из нашей семьи лишь мы с мамой живем в Москве, остальная родня - в Грузии, поэтому все тревожные события мы воспринимаем особенно остро. Все, что пишут, что показывают по телевизору. Что до причин этих событий... У грузин горячие сердца, поэтому будь то музыка, балет или политика, мы выплескиваем сразу все.

Тамара Гвердцители давно считает себя странницей, а Москву, Париж и Лондон - три главных после Тбилиси города своей жизни - ласково называет добрыми странноприимными домами. И утверждает: какова бы ни была политика, ее всегда победит любовь, которая покрывает все.

Пожалуй, все, что Гвердцители пела северянам, - о любви. Будь то Мишель Легран, Гия Канчели или неожиданный Владимир Пресняков, премьера песни которого «Гитара и скрипка» (посвящение Владимиру Высоцкому и Марине Влади) состоялась в Мурманске в воскресенье. Пела и свое - в репертуаре артистки немало написанных ею самой песен на грузинском. И даже в переводе они не теряют своей причудливой и трагической поэтичности: «Мудрецы говорят, что любовь надо прятать. Она, как краденая лошадь: чем позже о ней узнают, тем больше ей цена. Приди и скажи мне хотя бы слово, пусть даже из жалости. Жалость - это тоже любовь».

- Сейчас я, к сожалению, мало пишу и занимаюсь композицией, причина - гастроли, - поясняет певица. - Невозможно совмещать поездки и выступления с такими душевными потрясениями, которые дает творчество. Поэтому у меня скопилась уже целая пачка нот, мелодий, из которых получились бы песни, я пока их не трогаю. Разве что иногда пишу песни на стихи грузинских поэтов. А на свои - пока что нет. Хотя мама все время напоминает, что пора к ним вернуться!

Аккомпанировал певице ансамбль из пяти «очень грузинских» музыкантов - темпераментных, виртуозных, с бешеной энергией. Чего стоил, скажем, дуэт ударника и перкуссиониста, прозвучавший вместо антракта! Феерические импровизации и бешеный, агрессивный драйв. С некоторыми из инструменталистов Гвердцители вместе уже двадцать лет. Началось все с подготовки грузинской программы для израильских гастролей. Тогда начал формироваться коллектив из артистов, владеющих в том числе национальными инструментами.

- Все делалось на порыве, мы добивались, чтоб нас услышали - а ведь и песни на русском языке далеко не везде воспринимают, что уж говорить о грузинской речи, - вспоминает солистка. - Но нам языковой барьер сломать удалось!

Сама вокалистка на концертах импровизировала так, что ее голос, терпкий и густой, как вино, буквально вводил в медитацию. С публикой она говорила мало и как-то подбирала слова, чуть задыхаясь - чувствуется, что со зрителями ей привычнее общаться песнями, а не прозой.

- Музыка потому и появилась, что есть вещи, о которых не сказать словами, - утверждает она.

А песен было много, так что поневоле задумаешься о фантастической работоспособности певицы, отработавшей два полуторачасовых концерта подряд, едва сойдя с трапа самолета. Под конец разогретую публику побаловала хитами - «Мамины глаза» и «Виват, король», визитная карточка исполнительницы, сорвали ожидаемые овации.

Мурманск посмотреть за два дня она так и не успела. И график плотный, и слишком морозно, прогулки рискованны для голоса. Возможно, получше рассмотреть наш край ей удастся во время следующего гастрольного тура, в котором Гвердцители представит новую пластинку. Ее она планирует записать как можно скорее, говорит, материал уже практически готов, осталось лишь «вдохновенно записать его». О том, каким будет диск, певица пока подробно не рассказывает, обещая лишь одно:

- Это будет душераздирающая музыка.

Татьяна БРИЦКАЯ

Фото Льва ФЕДОСЕЕВА

Опубликовано в "Мурманском вестнике" 12.02.2013 г.

газета «Мурманский вестник»