Читать стихи - тяжелый труд  

- Я иногда достаю с полки от родителей доставшийся томик Пушкина, открываю наугад и прочитываю пару строк - это всегда удовольствие. Но послушать, как великих русских поэтов читает талантливый актер - это уже совсем другие впечатления. Редкая возможность, которую жалко было бы упустить...

Такими впечатлениями поделилась знакомая, побывавшая на прошедшем в областной филармонии концерте. Народный артист России, популярный актер и телеведущий Дмитрий Назаров выступил со своей программой «Коллекция», в которую вошли стихи русских поэтов Золотого и Серебряного веков, романсы в сопровождении фортепиано. Устраивая творческую встречу, организаторы немного волновались - будет ли этот, некогда весьма популярный, но сейчас немного отошедший на второй план формат востребован северянами? Оказалось - да. Люди соскучились по хорошей поэзии, правильному русскому слову и очень тепло встречали артиста. Впрочем, в столице, да и в других городах, Назаров уже бывал с программой «Коллекция», и ее везде принимают душевно. И это неудивительно - Назаров выкладывается на сцене так, что, по его признанию, к концу второго отделения «пиджак весь мокрый».

Дмитрий Назаров - человек сильного актерского обаяния. Зрители запоминают его сразу, хотя широкой публике он стал знаком прежде всего как актер сериальный. После съемок в телесериалах «Гражданин начальник», «Закон», «Штрафбат», «Вокзал», «Марш Турецкого», «Каменская» и других к нему пришла известность. А передача на телеканале НТВ «Кулинарный поединок» сделала практически родным во многих российских семьях. Его глубокий голос знаком даже самым маленьким зрителям - актер озвучивает роли в мультфильмах, российских и зарубежных: так, в диснеевской «Книге джунглей» он был Балу, а в отечественном «Князе Владимире» - богатырем Добрыней. И даже в компьютерных играх свои мужественные интонации подарил, например, некоторым персонажам «Варкрафта». Сегодня Дмитрий Назаров работает в МХТ и продолжает активно сниматься в кино. А еще не просто играет роль главного Деда Мороза страны, будучи ведущим кремлевской елки, но и всерьез считает себя его полноправным помощником.

Дед Мороз для больших и для маленьких

- Дед Мороз живет в Великом Устюге, а я просто его представитель, - рассказал гость. - Он же как президент - не может быть одновременно во множестве мест, на всех елках страны. Вот на кремлевской я его представляю. Сам ездил в Устюг, встречался с дедом, более того - на эту очень важную роль я получил благословение от православной церкви. Обратился за советом к батюшке, поскольку немного переживал и считал эту затею отчасти языческой. А я человек воцерковленный, серьезно отношусь к вопросам веры. Но священник меня успокоил и сказал, что очень важно помогать детям мечтать. Я считаю, верить в Деда Мороза стоит в любом возрасте, ведь во что веришь - то и получишь. Он знает все наши тайные желания и многие исполняет, я и сам прошу его об этом. Малышам необходимо быть уверенными, что сказочный волшебник обязательно придет к ним, тайно ли, явно. Да дети и так в чудеса верят, до тех пор пока родители их не разуверят.

Веры, по большому счету, сегодня нет. От коммунистических идеалов мы отошли, а к церкви толком не вернулись. Хотя то, что творилось в Москве во время последнего визита святыни, пояса Богородицы, свидетельствует о большой потребности в вере, в идеале. Я не припомню такой огромной очереди - от храма Христа Спасителя до Воробьевых гор, это же десять километров. На холоде, часами стояли люди - это поразительно...

Халтуру не люблю - лютую страшно

- Считаю, - продолжил актер, - что в детективных сериалах я не снимался. Ведь и «Каменская», и «Судья», и многие другие - это прежде всего запутанные головоломки, расследования в стиле классических авантюрных историй. В них афера - только отправная точка для развития сюжета, как, к примеру, в старых комедиях типа «Блефа» и «Ва-банка». Там тоже есть детективная составляющая, но она выступает в роли приманки, крючка, на который ловят зрителя, чтобы затем рассказать ему интересную историю. Поймали рыбку на крючок - хорошо, но все зависит от того, кто и как потом эту рыбку приготовит. Так что в том смысле, который сейчас вкладывают в понятие детектива - горы трупов и бесконечная стрельба, - я в них не участвовал. Кроме того, такие роли, как в «Вокзале» и в «Штафбате», - вообще другой жанр. В любом случае, работа в сериалах - это очень непросто. Прежде чем согласиться, долго думаю каждый раз. Но если уж соглашаюсь, то работаю на полную мощь. Если сталкиваюсь с коллегами, которые халтурят, лютую страшно. Мне проще отказаться, чем согласиться и потом работать спустя рукава. На съемочной площадке нет 8-часового рабочего дня, там и в 12 часов не всегда укладываются, так что надо представлять все сложности этого дела.

Съемки в телепроектах у меня и сейчас продолжаются. Но в передачах типа «Кулинарного поединка» уже не участвую. И вообще готовить не люблю и не умею, несмотря на то, что несколько лет вел эту программу. Я больше оцениватель вкусностей.

Надоело кино про живоглотов

- В Мурманске до нынешнего концерта я был совсем недавно, - поделился Дмитрий Назаров. - Привозил один из своих авторских проектов - короткометражный фильм «Счастливые люди». Он участвовал во внеконкурсной программе международного кинофестиваля «Северное сияние». Северяне были одними из первых зрителей. Это небольшая история, которую мы сняли буквально за несколько дней, не вложив каких-то огромных средств. Помог в этом предприятии продюсер «Северного сияния» Юлий Малакянц, за что ему большое спасибо. У меня есть в портфеле и другие интересные творческие проекты, которые мог бы и хотел воплощать. Вопрос только в том, надо ли это еще кому-нибудь или не надо? По ощущениям, сегодня востребовано исключительно кино про каких-то живоглотов и людоедов, в котором должно быть как можно больше насилия и грязи. Вроде и комедий много - но смех-то они вызывают самый примитивный.

Вот провели реформу в области кинопроизводства, начали поддерживать вроде отечественное кино. В любом случае, какие-то миллионы разделили между восемью компаниями. Но, видимо, это недостаточно мощные вливания, раз никакого оживления пока не видно. Обычно в предвыборное время какие-то шаги власть навстречу культуре вообще и кино в частности предпринимает, но в нынешний период этого нет. Власть считает, что культурой как общественным инструментом пользоваться не надо.

Последним из руководителей государства, кто культуру в таких целях использовал, был Сталин. Сейчас - делайте что хотите. Нет госзаказа для кино, предпочитают ограничиваться разовыми вливаниями. Но этого недостаточно, этим не обойтись. Должна быть цель у державы - куда она идет, должно быть ощущение победоносности у нации. И это может сделать только культура, а не съезды и не обещания. Пока же кино нас только придавливает, а не приподнимает. Слезы не наворачиваются, катарсис не происходит. Ни к чему хорошему это не приведет, к сожалению. 

Юлия МАКШЕЕВА.
Опубликовано в "Мурманском вестнике" 29.11.2011 г.

газета