Если Красная Шапочка в финале всем известной сказки поет дуэтом с Волком, да еще не что-нибудь, а джаз — значит, это «Красная Шапочка в стиле блюз» московского пианиста Григория Файна. Сказка-импровизация, сказка-концерт и сказка-игра, урок джаза для самых маленьких и виртуозная шутка талантливого музыканта. В субботу в областной филармонии ее исполнил автор в сопровождении ансамбля «Звезды джаза».

Педагогическая поэма
По словам Григория Файна, он еще в студенческие годы заболел идеей разложить «Красную Шапочку» на партии джаз-бэнда. Положить в основу импровизации не одну мелодию, а целое произведение, написать и музыку, и тексты. Цель была чисто артистической, ведь заманчиво превратить нехитрую детскую историю в виртуозное действо, в прямом смысле разложив ее по нотам, пожонглировать, на первый взгляд, простыми мотивами и «вкусно» пошутить. Но когда, спустя лет тридцать, «Красная Шапочка в стиле блюз» появилась на свет (премьера состоялась в 2005 году в московском Доме музыки), давний легкий замысел превратился в педагогическое изобретение: сказка написана так, что знакомит маленьких слушателей с азами джазовой культуры, голосами инструментов, различными жанрами.
Такая вот «педагогическая поэма». И все это — еще и в импровизационной форме, то есть за четыре года весьма частого исполнения «Шапочка» ни разу не повторялась буквально. Всякий раз публика, настроение музыкантов и вдохновение диктовали новые решения. Неизменны только форма и основные темы, мелодии, в остальном же джазмены свободны, как и рассказчик. По словам автора, это даже привело к казусу: во время недавней записи на радио редактор пришел в недоумение, узнав, что у Файна нет «бумажного» текста — все только в голове.
Вообще-то пример подобного музыкального урока в истории есть — это хрестоматийная сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», которая демонстрирует детям, как звучат различные инструменты симфонического оркестра, как передают образ и настроение персонажа. Но вот джазового аналога этой вещицы не существовало. Да и вообще считается, что джаз вроде как «для взрослых»…
— И напрасно! — убежден пианист-сказочник. — Уже десять лет, как педагоги, слава богу, поняли, что джаз — это не страшно. Джаз вполне доступен детям, это достаточно понятная музыка, да еще и полезная! Сейчас молодежь заражена эстрадными композициями, зачастую низкопробными, клонированными, выстроенными на немецком маршевом ритме — такое «бум-бум». А негритянский ритм — многослойный, в нем можно дышать. И для здоровья он гораздо лучше. Кстати, я своим студентам рекомендую непременно танцевать, чтобы получать радость от ритма, пластики. И потом — все мелодии джаза о любви, это эротичная музыка, но в хорошем смысле. Здесь нет примитива, здесь все красиво. Это противоядие от нашей эстрады.

Классная Шапочка
Григорий Файн много лет преподает, растит студентов двух консерваторий, проводит абонементы для малышей, стараясь сделать прививку джазом с юных лет. Так что «Красная Шапочка» поневоле несет оттиск его педагогических идей. А поскольку учит питомцев Файн своему любимому волшебному делу — импровизации, нечего удивляться, что история Шарля Перро под пальцами пианиста обрела легкость, непредсказуемость и озорной дух игры. Ну а игра не могла оставить равнодушной звонкую мелюзгу, наполнившую строгий филармонический зал.
Поначалу все чинно-благородно. Флейта выпевает нехитрую тему, изображающую раннее летнее утро в деревенском доме, когда за окном просыпаются цветы и птицы. На установленном сбоку экране — такие же нехитрые иллюстрации к сказке: птички да пасторальные пейзажи. Но вот в дело вступает вокалистка Ольга Олейникова, обладательница великолепного голоса, такого же чувства юмора, да и просто очаровательная девушка. Ей отведены все женские партии — и Красной Шапочки, и ее Мамы, и Бабушки, комической старухи с богатым, как выяснится в финале, прошлым.
И тут начинается нечто необычное: Мама, с виду тихая домохозяйка в переднике, исполняет не что-нибудь, а рок-балладу, которая сопровождается импровизациями саксофона и сразу срывает аплодисменты. У Шапочкиной мамы несомненный музыкальный вкус — в ее разнообразном репертуаре и свинг, и джазовая баллада… Незатейливые тексты обыграны так, что все происходящее на сцене напоминает мюзикл, хотя из реквизита у джазовой компании всего-то корзинка, бабушкина шаль, передник да знаменитый красный чепчик заглавной героини. Но этого вполне достаточно — дети отлично умеют играть «понарошку». Да и как не поверить в сказку, когда на сцене зажигает Красная Шапочка — поет бразильскую самбу о своих пирожках, корзинке и хорошем настроении.
«Звезды джаза» — молодые, но очень востребованные в России музыканты, которые играют и у Бутмана, и у Гараняна, активно концертирующие мастера импровизации: Константин Горшков, Павел Овчинников, Сергей Васильев, Павел Тимофеев, Павел Чекмаковский. Труба, саксофон, тромбон, контрабас, ударные. Ну и, конечно, сам маэстро — Григорий Файн — за фортепиано, говорит от лица рассказчика и исполняет партию Волка.
Волк — субъект особенный. Его медленный блюз о том, что «нет ни зарплаты, ни работы, кругом одни заботы» и что «хотел я быть свободным, стал бедным и голодным», — просто песня времен экономического кризиса. Встретить такую жертву безработицы и депрессии в темном лесу на узкой тропке — не великое счастье. Но перед нами ведь не триллер и не криминальная драма, а волшебная сказка. А главное — сказка-импровизация, где все зависит от воли рассказчика. И, коли у рассказчика хорошее настроение, он вполне в состоянии устроить хеппи-энд. Хотя до «энда» еще далеко, пока же Волк, Шапочка и даже печальный влюбленный Филин, от которого улетела изменница-Сова, танцуют рок-н-ролл! Как без него! И вся детвора в зале танцует тоже, не жалея ног.
Впрочем, Волка не только ноги кормят. Кормит его, оказывается, еще и… Бабушка. У старушки находится для серого одиночки стаканчик доброго виски и крепкая сигара — с ними застает его Красная Шапочка, добравшаяся наконец до цели. «Элементами сладкой жизни» красавец наслаждается еще и в бабкиной постели! М-да, сегодня он играет джаз, а завтра… Где же хозяйка? Вот она, выходит из ванной. Не подумайте дурного, просто Волк с Бабушкой решили разыграть внучку — устроили маскарад. Они, оказывается, в юности были знакомы и даже, кажется, влюблены… И вот встретились два одиночества!
Что тут скажешь? Да, пожалуй, только посмеешься вместе с музыкантами, глядя, как вся компания сказочных персонажей, включая запоздало появившихся охотников-дровосеков, отплясывает фокстрот! Такое бывает только в сказке. И в джазе. И как тут не поверить Григорию Файну, убежденному:
— Все в мире начинается с волшебства. А все волшебство начинается с музыки!

Татьяна БРИЦКАЯ, газета «Мурманский вестник», 13 января 2009 года

газета «Мурманский вестник»