Мурманская «Травиата» вызвала много разговоров.

Областная филармония осуществила концертную постановку оперы Джузеппе Верди «Травиата», в которой приняли участие как местные исполнители, так и заезжие мастера — солисты из Москвы и Осло. Это событие буквально всколыхнуло музыкальный мир Мурманска. И не только его: слушатели, говорят, приезжали даже из-за границы, из Киркенеса.

«Травиата» шла три дня — с 31 октября по 2 ноября. Особенно торжественно была обставлена премьера, которую посетил норвежский кронпринц Хокон. Партии главных героев в тот вечер исполняли солисты Норвежской королевской оперы -Рангхильд Хейланд, Ивар Гильхуу и Тронд Хальстейн My. На следующий день для зрителей пели солистка Мурманской филармонии Раузалия Гиваргизова и московские певцы Григорий Осипов и Герман Апайкин. Заключительное представление пре­вратилось в подлинное соревнование: свое мастерство показывали как норвежские, так и российские певцы.

В «Травиате» участвовали также Мурманский филармонический оркестр (главный дирижер, он же музыкальный руководитель постановки, Дамиан Йорио), камерный хор «Amadeus» (руководитель Валерий Иванов), студенты музыкального училища и другие исполнители.

Наш областной центр не имеет оперного театра, однако традиция ставить оперы — пусть даже в концертном варианте, то есть без декораций и сценической игры, — уже практически устоялась. Поэтому творческое общение с певцами из Норвегии оказалось очень плодотворным для русских музыкантов. Постановка «Травиаты» лиш­ний раз подтвердила, что это профессионалы высокого класса.

Дело не только в виртуозных вокальных возможностях, но и в артистизме, умении заразить слушателя, повести за собой, заставить поверить в реальность проис­ходящего на сцене. Пожалуй, самой артистичной выглядела Рангхильд Хейланд, при взгляде на которую забывалось и отсутствие декораций, и небрежность сценического наряда певицы — настолько вживалась она в свою роль.

К сожалению, на фоне норвежских мастеров российские певцы выглядели менее убедительно. Например, Виолетта — Раузалия Гиваргизова. У певицы очень приятный голос. Жаль, что слушателям не удалось в полной мере им насладиться. Большую часть своей партии Виолетта просто не озвучивала до конца. Вероятно, дело в отсутствии сценического опыта: Р. Гиваргизова скорее все-таки филармоническая, а не оперная певица, и силы голоса, выносливости ей явно не хватало. Порой дирижер вынужден был заметно сдерживать оркестр, принуждая его играть потише, пока пела солистка. Возможно, отчасти эти обстоятельства сыграли на руку артистке в третьем действии, где по роли Виолетта умирает от чахотки. Надо сказать, делала она это очень убедительно...

Герман Апайкин, исполнитель партии Альфреда, покорял зал красотой и силой своего голоса. Однако, по мнению некоторых слушателей, ему не хватало чувства меры в выражении своих переживаний. Еще немного — и он превратил бы партию Альфреда в мелодраматическое представление. Классика с трудом выдерживает такое бурное проявление чувств, а красивый голос не нуждается в специальном подчеркивании и выпячивании своих достоинств… К счастью, Виолетта сдерживала порывы возлюбленного: солисты прекрасно уравновешивали друг друга в этом плане.

Партию Жермона пел Григорий Осипов. По роли это уважаемый отец семейства, человек, занимающий высокое положение в обществе. Осипов вполне соответствовал образу своего героя. Благородство тембра, изящество манер, хорошее владение го лосом — все при нем. Правда, роль он играл словно немного отстраненно. Репликам Жермона иногда не хватало душевной теплоты и искренности.

Несколько слов об оркестре. По большому счету, мастерство его растет от концерта к концерту, выразительности в его игре становится все больше. Однако некоторая несыгранность между отдельными группами все же чувствовалась: струнные и ду­ховые порой вступали «не в лад» или не совпадали с солистами. Тем не менее многие фрагменты партитуры звучали очень убедительно. К числу наиболее сильных эпизодов следует отнести, например, финал второго действия оперы.

Постановка «Травиаты» — одно из наиболее ярких и широко обсуждаемых впе­чатлений открывшегося музыкального сезона. Высказывания по поводу исполнения я слышала самые разнообразные. Естественно, специалисты находили поводы для критики, но большинство оценок колебалось в диапазоне от одобрительных до восхищенных. Опера наверняка останется запоминающимся штрихом в палитре му-зыкальной жизни нашего края.

И дело не только в том, что мурманская публика не избалована оперными постанов­ками. Она видит: филармония находится в поиске, ставит перед собой все более сложные творческие задачи. На этом пути не избежать ошибок, а значит, и критики. Однако только на нем и можно достичь серьезных высот… Есть ведь и другой путь: браться лишь за то, что тебе сегодня наверняка по силам, — и все будет гладко. Но тогда ты обречен топтаться на месте. Похоже, это «не наш слу­чай», что внушает и уважение, и надежду.

«Дидона и Эней» Персел-ла весной прошлого года, теперь вот «Травиата» Верди. Будем ждать продолжения прекрасной традиции.

Яна ВИКТОРОВА, газета «Мурманский вестник», 14 ноября 2003 года.

газета «Мурманский вестник»