Мечта мурманского музыканта родилась на балконной «барахолке»
 
Вот уж кому-кому, а Сергею Дудецкому все по барабану! В буквальном смысле. Бывает нет-нет, и у него сорвется в разговоре выражение: «А мне по барабану!». «И этого нельзя не заметить!» - парируют в таких случаях его визави.
 
Закадыка с гитарой
 
Талантливый барабанщик мурманской филармонии сейчас не без улыбки вспоминает, как около двух десятков лет назад в родном Мончегорске в обычной квартире панельного дома появился маленький рукотворный космодром, с которого взлетела к цели его детская мечта.
Все началось с того, что Леня Андреев, школьный закадыка, заявился в гости с раздобытой где-то по случаю за пятьдесят рублей акустической гитарой. Гитара была изрядно пошарпана, потому для красоты Леня оклеил ее найденными на домашних антресолях обоями. И выглядел вполне себе заправским музыкантом! Сергей решил не отставать от товарища и, проинспектировав привычную в «нулевых» для многих заполярных семей «барахолку» на балконе, с помощью разнокалиберных коробок из-под обуви, кувалды и медного таза соорудил ударную установку. Ножка от сломанного стула и малярная кисточка стали отличными барабанными палочками! Шестиклассники средней мончегорской школы назвали новоявленную группу под стать своим суровым «дизайнерским» инструментам – «Армагеддон».
«Поначалу играли музыку своих кумиров – «Металлики», «Ди перпл», «Лед зеппелин», а после настолько увлеклись, что даже начали сочинять что-то свое, - смеется, вспоминая о домашних репетициях и концертах, «гремевших» в его квартире после школьных занятий, Сергей Дудецкий. – Удача свалилась неожиданно: через два года школьный завхоз разрешил мне взять в пользование бесхозную барабанную установку, которая пылилась за кулисами актового зала. До сих пор помню свой восторг, когда увидел сваленные в темном углу барабаны! И совсем уж запредельным мое музыкальное счастье стало казаться, когда дед, трудившийся на комбинате «Североникель», предложил забрать из их цеха простаивающую там без дела старую ударную установку, которую собирались выбросить. Долго уговаривать меня не пришлось! Я соорудил из двух старых установок одну модернизированную, чем был необычайно горд! В это же время в нашем «Армагеддоне» случилось прибавление – появились бас-гитарист Максим Горбунов и клавишник Федор Белов с классным, совершенно сумасшедшей красоты синтезатором, который в ту пору можно было приравнять разве что к космическому кораблю! В актовом зале школы или в чьих-то гаражах мы репетировали часами без перерыва, руки были в мозолях, но как же мы были счастливы! На первый концерт позвали только своих – около двух десятков знакомых, до сих пор помню их восторженные вопли: «Класс! Жарь, давай еще!».
В общем, это был почти что триумф.
 
Комплимент от соседки
 
Свой самый большой комплимент юный Сергей Дудецкий услышал от соседки с нижнего этажа. Его первую же домашнюю репетицию на ударной установке прервал настойчивый стук в дверь. «Сергей, выключи музыку, так орет!» - попросила с укором соседка. А он чуть не взлетел от счастья: «Музыку, ура! Значит, я играю музыку!».
В 11 классе с игрой на барабанной установке пришлось завязать: близились выпускные экзамены, и стало совсем не до музыки. Он думал стать медиком или военным снайпером. Но в справочнике абитуриента мурманской области первым на глаза попалось именно музыкальное училище. «Помню, мне очень понравилось то, что там обучение бесплатное, - вспоминает аргументы «за» Сергей, - а потом, когда я еще и увидел воистину райские условия общежития, понял: это то, что надо, и поступил на эстрадное отделение ударных инструментов».
«В училище сразу подобралась хорошая компания, в хорошую погоду мы собирались на Семеновском озере поиграть джаз, у нас такая энергия юности была! Мы тогда жили идеей, что в Мурманске непременно должен развиваться джаз! – продолжает барабанщик. – А потом наш басист устроился в группу к Жанне Агузаровой, другой гитарист – в хор МВД, все разъехались, а я, наоборот, «осел»: устроился на работу в мурманскую филармонию, женился на творческой барышне, рукодельнице, которая пока была беременной научилась вязать, и двум нашим детям вязала и вяжет не только одежду, но и игрушки – ничего из этого мы не покупаем, тут у нас все свое».
 
Острота и пикантность
 
Барабанщика Мурманской областной филармонии называют не только талантливым музыкантом, но еще и хозяином уникальной коллекции перкуссии – вида ударных инструментов, музыка которых, как приправа к блюду способна придать готовому произведению остроты и пикантности. Точнее, сама коллекция принадлежит, разумеется, филармонии. Но играть на необычных инструментах, которые украшают эстрадные, джазовые, классические программы мурманского храма музыки, виртуозно умеет только он.
Когда Сергей Дудецкий везет эти ударные инструменты в приспособленной для этого тележке в концертный зал, со стороны кажется, что это рабочий по зданию перевозит груз из пункта А в пункт Б. В голову прийти не может, что в безмолвных черных чехлах находятся волшебно звучащие гонг, треугольники, глёкеншпиль, кахон, тамбурин, гуиро, ба́р ча́ймс, кастаньеты… Музыкант говорит, что никогда даже приблизительно не подсчитывал вес этой коллекции, но только четыре литавры разного размера весят около ста килограммов. Правда, они и являются самыми тяжелыми.
К слову, такой коллекции перкуссии в Мурманской области больше нет ни в одном музыкальном учреждении. Да и в частных коллекциях навряд ли собрание музыкальных инструментов представлено настолько полно.
«В одной музыкальной пьесе может быть задействовано до пяти и даже до семи инструментов перкуссии, - рассказывает Сергей Дудецкий. – А, например, в программе «Осенние песни» с группой «Легкие люди» мне приходится одновременно играть сразу на тамбурине и конго. Мне нужно создать красивую краску, ребята играют, а я усиливаю эффект музыки. Привношу атмосферность, краску, добавляю шуршание ветерка, дождик. И это все для меня, скажем так, приятнейший бонус. Все же моя специальность барабанщик эстрадного оркестра».
 
Чувство ритма
 
Сейчас Сергей Дудецкий заочно учится по своей основной специальности на третьем курсе Петербургского института культуры. Говорит, курс попался интересный, разношерстный – музыканты из Владивостока, Якутии, Екатеринбурга. На установочной сессии даже родилась идея сыграть на Невском проспекте у знаменитого дома Зингера. Жаль, помешал сильный дождь. А когда выглянуло солнце и распогодилось, пришло время возвращаться домой, в Мурманск. Сегодня он здесь один из самых востребованных музыкантов. В марте был занят в двух-трех филармонических концертах в день, в том числе детских, на которых нередкие гости супруга и два его маленьких сына – четырехлетний Василий и семилетний Иван. Иван, к слову, в этом году пошел в музыкальную школу. Педагоги на прослушивании пришли в восторг: «У мальчика идеальное чувство ритма!». «Ну еще бы! – парировал отец. – Чувство ритма ему было привито еще когда он только собирался родиться!».
 
Анжелика КОВАЛЕВА "Вечерний Мурманск", 29 марта 2019г.
 
Уникальная коллекция
 
Коллекция ударных музыкальных инструментов филармонии впечатляет. Литавры, ксилофон, конги, бонго, ударная установка, шумовые инструменты… Когда видишь все это воочию, руки так и тянутся постучать по барабанам, ударить в гонг, поиграть на треугольниках, прикоснуться к глёкеншпилю - ну и названьице! И это только кажется, что в игре на этих необычных инструментах нет ничего сложного.
Ну вот, например, кахон. На вид – обыкновенный ящик. Садишься на него и выстукиваешь ритм по передней стенке. Но не все так просто! Внутри него натянуты струны от малого барабана, что позволяет добиться широкого диапазона звуков — от глубоких басов при ударе по середине передней стенки до высоких щелчков и дребезжащих звуков при ударе по верхним углам и месту прилегания струн. А играть можно не только руками, но и барабанными щётками!
Кстати, кахон – одно из последних приобретений филармонии. Среди новинок также тамбурин - инструмент, похожий на бубен: обод с прикрепленными к нему тарелочками. Гуиро - небольшой латиноамериканский инструмент, похожий на кукурузу, с насечками на боку. Если провести по насечкам палочкой, возникает стрекочущий звук. Ба́р ча́ймс - инструмент фантастической красоты звучания, родственный азиатским ветряным колокольчикам! Состоит из металлических трубочек разной длины, которые рождают звуки от соприкосновения друг с другом. И, наконец, знакомые всем кастаньеты - две вогнутые пластинки-ракушки, используемые с давних времен для ритмического сопровождения танца и пения. Они изготовлены из натурального дерева твердых пород, и как же приятно держать их в руках.
К слову, всего уникальная коллекция насчитывает около трех десятков необычных инструментов, все они задействованы в эстрадных, джазовых и классических музыкальных программах филармонии, делают музыку более «подвижной» и создают необходимое настроение.