Текст: Вишневский Павел

Лучший комплимент для любого музыканта - это табличка «Все билеты проданы» при входе. Так и случилось в Мурманской филармонии в минувшее воскресенье на концерте итальянского саксофониста Эмануэле Чизи.
53-летний маэстро Чизи, начавший записывать джазовые альбомы 23 года назад («Where Are You», 1995), не только успешный тенор-саксофонист, но и недурной композитор. Поэтому добрую половину его мурманской программы составили пьесы собственного сочинения. В 2016 году он уже приезжал в Мурманск, на том концерте мне не довелось побывать. Но теперь Эмануэле Чизи привез в Россию новую и, думается, уникальную в своем роде программу.
Уникальную потому, что вторую половину концерта составили пьесы из репертуара знаменитого некогда тенор-саксофониста Лестера Янга, подзабытого уже джазовой публикой. Даже коллекционеру грамзаписей нелегко пробиться сквозь потрескивание антикварных пластинок, поскольку расцвет Лестера Янга пришелся на 30-40-е годы прошлого века. Пару лет после Второй мировой Янг поработал с великой джазовой певицей Билли Холидей, и песня Джека Стречи из ее репертуара «Эти глупые вещи напомнили о тебе» («These Foolish Things») стала хитом мурманского концерта. Кстати, чисто инструментальный вариант Лестер Янг записал тоже, но Эмануэле Чизи удалось вдохнуть (или, скорее, выдохнуть через саксофонный язычок) новую жизнь в джазовую классику.
Лестер Янг - один из основоположников мягкого стиля кул-джаз («прохладный джаз»), звучавшего в новинку среди громоподобных биг-бэндов и развязных диксилендов его эпохи. Прямым продолжателем дела Янга стал, к примеру, квартет моего любимого пианиста Дейва Брубека с выдающимся саксофонистом Полом Дезмондом в составе. Спокойное, словно вполголоса, звукоизвлечение предстало, на мой взгляд, изюминкой и мурманского концерта Эмануэле Чизи.
Что ни в коей мере не умаляет виртуозности исполнения нашего гостя. Достаточно вспомнить вторую из «билли-холидеевских» мелодий «Easy Living» (автор Ральф Рейнджер, 1937), где итальянцу удалось передать всю нарочито расслабленную манеру недолгого содружества певицы и саксофониста. К слову, по воспоминаниям очевидца, отправляясь на похороны Лестера Янга весной 1959 года в Нью-Йорке, Билли Холидей обронила знаменательную фразу: «Следующей буду я…» Ее не стало уже в июле.
Одна из пьес на концерте явно выбивалась из общего ряда. Речь о «Firm Roots» Сида Уолтона, которую пианист сочинил в 1974 году и записал со своим трио на виниле. Известно и его исполнение этой вещицы со знаменитым хард-боповым тенор-саксофонистом Джорджем Коулменом. Какой уж тут «прохладный джаз»! Ярость и натиск.
Смею предположить, что к включению в программу именно этой пьесы приложила руку пианистка Наталья Скворцова, сопровождающая итальянца в поездке по России. Она - лидер московского инструментального квартета «Живые люди», исповедующего авангардный джаз, а полтора года назад провела триумфальные, как утверждают, гастроли по Италии.
Молодая женщина теперь славно подыгрывала маэстро, тонко импровизируя по ходу. Телевик моего фотоаппарата позволял рассматривать нотные листы, так вот иногда вместо нот на ее пюпитре стояли бумажки только с буквенными обозначениями гармонических аккордов пьесы! Браво, девушка.
Запомнился и эпизод, когда Эмануэле Чизи долго импровизировал только с контрабасистом Владимиром Кольцовым-Крутовым, хорошо известным в джазовых кругах Петербурга. Не подкачал и барабанщик из Ростова-на-Дону Александр Боженко, один из лауреатов Международного конкурса молодых джазовых исполнителей, где председателем жюри был, между прочим, небезызвестный саксофонист Игорь Бутман.
Под занавес концерта Эмануэле Чизи, неоднократно отпускавший по-английски комплименты Мурманску и его публике, исполнил собственную пьесу «Primulanita» из нового альбома, который, как я понял, готовится к выпуску. У вас, говорит, мороз, а на моей родине в середине февраля уже расцветают примулы…
Выйдя из филармонии, я взглянул на Мурманск глазами нашего итальянца. Морозно, ясно, лиственницы на бульваре юных дарований вдоль колледжа искусств в живописном инее… А ведь пережили мы полярную ночь!
Не за горами весна, а там на первых проталинах и желтая мать-и-мачеха проклюнется, а там и белая рябина зацветет, а там и лиловая мурманская сирень высыпет.+
 
Опубликовано: Мурманский вестник от 08.02.2018