Более полугода прошло с той поры, как после двухлетней реконструкции состоялось торжественное открытие областной филармонии, и первый сезон в этом, без сомнения, красивейшем сегодня в нашей области учреждении культуры подходит к концу. Редкий концерт обходился в отделанном итальянским мрамором со сверкающими люстрами и огромными зеркалами здании без аншлага. Конечно же, концерты привлекали не только меломанов, но и просто любопытствующую публику: что же сотворили с бывшим Домом политпросвета за эти два года? Не меньший ажиотаж вызвала и установка в Большом зале органа. Попасть на концерт с этим чудо-инструментом стремился, кажется, весь Мурманск.
 
И интерес не иссяк до сих пор. Как только в кассах появились афиши нового сезона, билеты именно на органные концерты стали раскупаться в первую очередь.
Этот величественный инструмент уже звучал и соло, и в сопровождении различных инструментов: фортепиано, флейты, саксофона, арфы, виолончели… В минувшее воскресенье его впервые можно было услышать в концерте Мурманского филармонического оркестра. На последнее в сезоне выступление коллектива собралась, что называется, «своя» публика, завсегдатаи концертного зала. Это ощущалось по всему: и по особой тишине, и по культуре поведения (без пресловутых хлопков между частями произведения), по тонкой, чуткой реакции.
Строго говоря, соединение этих двух больших музыкальных организмов - оркестра и органа - в одном концерте неоднозначно. «Между этими двумя музыкальными державами существует тайная неприязнь. И орган, и оркестр - оба короли, - писал Берлиоз. - Их интересы слишком обширны и слишком различны, чтобы смешивать их». Возможно, многие меломаны согласятся с этим высказыванием. Нашему оркестру на репетициях тоже не сразу удалось найти звуковой баланс между мощным, объемным голосом органа и небольшим составом камерного оркестра, особенно нежными и певучими голосами скрипок. Но, судя по воодушевленной реакции зала, эксперимент удался.
Московский дирижер Андрей Рейн, выступающий с нашим оркестром практически каждый сезон, подготовил с музыкантами новую программу из произведений Баха, Респиги, Гедике и Пуленка. Победитель нескольких международных конкурсов, солист Московской филармонии органист Константин Волостнов не покидал сцену весь концерт, исполнив также соло Фантазию и фугу соль минор Баха. Включение в программу концерта Прелюдии Гедике и Концерта соль минор Пуленка позволило блеснуть мастерством пианистке Елене Тимофеевой, трубачу Сергею Горбатюку и ударнику Сергею Дудецкому - они исполнили соло на своих инструментах. Особые трудности выпали, пожалуй, на долю Елены, которой пришлось проявить немало изобретательности, чтобы имитировать на рояле звучание арфы.+
 
Слушатели (а в зале буквально не было ни одного свободного места) очень тепло приветствовали музыкантов. После исполнения Сюиты соль мажор Респиги - весьма сложной технически - раздались первые крики «браво». Но настоящим украшением концерта, вызвавшим долго не стихающие овации, стал уже упоминавшийся Концерт Пуленка. Орган звучал так, как никогда прежде! Богатство оттенков, красок, выразительность звучания просто завораживали. Неудивительно, что по окончании концерта публика не хотела расходиться и несколько раз вызывала музыкантов на поклоны.
Приглашение органиста Константина Волостного стало для филармонии большой удачей. Он оказался не только превосходным музыкантом, профессионалом высокого класса, но и очень ответственным, неравнодушным человеком. Часа два после концерта, уставший и не совсем здоровый, провел за инструментом, изучая его технические возможности. И вот что он, в частности, отметил:
- Штефан Штюрцер, который изготовил этот орган, привнес в него ноу-хау, что расширяет его художественные возможности.
- Мы услышали новое звучание органа, - поделилась впечатлениями директор филармонии Виктория Чачина. - Константин - специалист по органостроению, консультант в области органного искусства. В беседе с ним мы узнали об уникальности мурманского органа, который, как оказалось, обладает поистине безграничными возможностями, многими техническими новинками. Например, в него встроена компьютерная система, позволяющая музыканту использовать огромное количество комбинаций и увеличивать в разы число регистров. На нашем органе можно исполнять абсолютно все!+
 
Пожалуй, это самый загадочный музыкальный инструмент, устройство которого непосвященным понять непросто. Трубы, регистры, множество клавиатур и педалей… Но и профессионалу требуется немало времени, чтобы освоить новый инструмент. Ведь каждый из них - единственный в своем роде и хранит свои секреты. И нам их еще только предстоит разгадать.
 
Ольга Данилова. Фото: Лев Федосеев
Опубликовано: Мурманский вестник от 26.05.2017