Английский дирижер создает в Мурманске оркестр.

На днях в областной филармонии произошло событие, которое, несомненно, войдет в ее историю. Верилось в него с трудом. Но уж в очень парадоксальное время мы живем, когда на фоне всеобщего развала самые фантастические проекты неожиданно становятся реальностью. А произошло то, о чем многие мурманчане уже наслышаны: в филармонию пришел работать английский дирижер, чтобы создать в Мурманске оркестр, по его словам, «хорошего европейского уровня».

Дамиан Йорио оказался невысоким, худощавым и весьма симпатичным молодым человеком, вовсе не похожим на англичанина в нашем представлении. Как выяснилось позже, в нем действительно нет ни капли прохладной лондонской крови: отец Дамиана итальянец, а мать — австралийка. Так что его эмоциональное дирижирование, отмеченное сотрудниками филармонии при просмотре видеозаписи, оказалось вполне объяснимо — южная кровь!

Он появился в зале филармонии прямо из аэропорта и сразу же расположил к себе всех неподдельной искренностью и открытой обаятельнейшей улыбкой. Вот только общаться с Дамианом, забывшим в тот момент, по его собственному признанию, от волнения все русские слова, пришлось с помощью переводчика (с этой ролью блестяще справилась музыковед Елена Боброва).

На другой день нового сотрудника филармонии принял председатель областного комитета по культуре и искусству Михаил Викторович Шевах. Музыканта познакомили с фондом библиотеки музыкального училища. А затем он, уставший, голодный и переполненный новыми впечатлениями, оказался в видавшем виды «гостевом» кресле так называемой «чайной» комнаты филармонии.

Опасения насчет впечатления, которое произведет на него ветхая обстановка, оказались напрасными. Живя в Санкт-Петербурге (он стажировался на кафедре оперно-симфонического дирижирования государственной консерватории), Дамиан видывал и не такое. По крайней мере, пить спиртное из чайных чашек для него теперь дело вполне привычное.

Отведав шампанского («О! Советское!» — произнес он с явным одобрением и почти без акцента) и закусив с аппетитом дежурным блюдом из местного буфета, музыкант расслабился и охотно согласился ответить на вопросы.

Дамиан Йорио родился в Лондоне в музыкальной семье. Его мать — известная скрипачка, кон­цертмейстер нескольких местных оркестров. Отец — талантливый альтист, преподаватель консерватории. Кузен и кузина играют на виолончели и альте. Так что будущее мальчика было предопределено от рождения.

В четыре года он уже начал учиться играть на скрипке под руководством известного детского педагога. Однако когда пришла пора, поступил в обычную, а не в музыкальную школу. «Поэтому у меня с мозгами все в порядке», -шутит он.

После окончания школы шестнадцатилетний начинающий музыкант покинул родительский дом и поступил в Северный музыкальный колледж в Манчестере. Где и проучился 4 года. Именно там наряду с занятиями скрипкой начал постигать азы дирижирования, приобрел первые опыты выступлений со струнными и симфоническими оркестрами.

Получив диплом скрипача, музыкант оказался на распутье: чему же все-таки посвятить свою жизнь? Сделать окончательный выбор в пользу дирижирования помогла учеба в США, в университете штата Индиана, где он в течение года занимался у потрясающего, по его словам, педагога. Именно этот человек сыграл в судьбе музыканта решающую роль. Выбор был сделан.

Охота к перемене мест, желание посмотреть мир привели Йорио в Копенгаген. Нужно было как-то зарабатывать на жизнь, и он устроился скрипачом в Датский национальный оркестр радио и телевидения. И одновременно ездил стажироваться в Санкт-Петербургскую консерваторию у известных дирижеров Мусина и Полищука. Русскому языку учился на слух, благо тот у него, как у прирожденного музыканта, абсолютный. Некоторые фразы, как мы убедились, он произносит практически без акцента. Это, кстати, здорово помогало экономить деньги на такси (с иностранцев водители, как известно, берут намного дороже). А быть бережливым ему приходилось: обучение в питерской консерватории стоит весьма приличных денег.

Однако, как оказалось, они были потрачены не зря. Нынешним летом Дамиан завоевал вторую премию на весьма престижном конкурсе молодых дирижеров в родном Лондоне. И это открыло для него двери в мир большой музыки. Но из нескольких весьма лестных предложений он вы­брал… Мурманск.

— Я по натуре авантюрист, — объяснил музыкант. — Но и реалист. Сейчас мне 27 лет. Я молодой, начинающий дирижер. К таким многие относятся с недоверием. А мне важно, чтобы в меня поверили. Сейчас у вас в стране очень сложная обстановка. Людям часто не хватает самого необходимого. И если руководство города пытается сделать что-то для культуры — это здорово. Мне очень хочется в этом поучаствовать.

К сожалению, постоянно жить в Мурманске на чисто символическую по западным меркам зарплату Дамиан не сможет. Поэтому он будет периодически улетать на работу в Данию и другие страны Западной Европы. Планируются выступления и в российских городах. Например, на днях дирижер даст несколько концертов в Сочи с местным оркестром.

Дамиан уверен, что это никак не отразится на качестве его работы с мурманскими музыкантами. Дебютировать с ними на нашей сцене он намерен довольно скоро — на католическое рождество. А в мае северяне смогут прийти на премьеру российско-норвежской постановки оперы «Тоска».

Воспользовавшись установившейся вполне доверительной атмосферой, мы рискнули задать Дамиану и вопросы, которые наверняка интересуют женское население Мурманска. В ответ он весело помахал рукой, на которой не было обручального кольца. Однако свободно ли сейчас его сердце осталось загадкой — от прямого oтвета музыкант уклонился. Зато совершенно откровенно признался что обожает футбол и сам играет в Дании в любительской команде. А также мечтает покататься на лыжах с Хибинских гор — к зимним видам спорта его пристрастила норвежская девушка. «Но это было давно, два года назад», — как показалось, со значением заметил Дамиан. Так что, похоже, у мурманчанок все же есть шанс.

— Вы оптимист? — спросили мы напоследок, покоренные его энергичностью и жизнерадостностью.

— Да, конечно! — воскликнул Дамиан уже на совершенночистом русском языке. А затем, вспомнив, что через полчаса у него назначена первая встреча с оркестром, попрощался и мгновенно исчез, буквально за несколько секунд отмахав четыре пролета большой лестницы.

И тогда мы точно поняли, что он успеет все.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 23 октября 1999 год.

газета «Мурманский вестник»

Одно из самых значительных событий года в культурной жизни нашего края состоялось под самый его занавес. 25 декабря в Мурманске впервые выступил камерный оркестр областной филармонии. Свидетели рождения коллектива стояли даже вдоль стен зала. Такого стечения публики большой зал филармонии не знал, пожалуй, с трехгодичной давности концертов удивительной московской певицы Лины Мкртчян. И никто не почувствовал себя разочарованным...

Предыдущие два месяца вся филармония жила подготовкой к этому событию. С появлением коллектива связывались большие надежды. Надежды на творческое возрождение, а также — поче-му бы и нет? — на выход из финансовоготупика, в который нынешняя ситуация в стране загнала многие учреждения культуры. Необходим был ответ на ставшие ребром вопросы: быть или не быть? как поднять свой авторитет, привлечь к обострившимся проблемам внимание руководителей города и области, чем заинтересовать публику?

И вот позади набор музыкантов в штат камерного оркестра, знакомство с приглашенным из Дании молодым английским дирижером Дамианом Иорио, репетиции...

После отъезда оркестра на первые небольшие гастроли по области всегда внешне невозмутимый директор филармонии Владимир Пастер признался, что несколько ночей не спал от волнения, вечерами смотрел на часы и думал только об одном: вот они приехали, вот выходят на сцену, сейчас должны заканчивать… Ждал известий из Полярных Зорь и Мончегорска в любое время дня и ночи. А там был настоящий успех! Даже Йорио, уверявший, что за годы стажировки в Петербургской консерватории достаточно хорошо узнал русских людей и их загадочную душу, поразился:

— На репетициях оркестр был такой, — говорил он, сводя ладони. И тут же раскидывал руки, точно для объятий: — А на концертах — в-о-от такой! — незнание русского языка Дамиан легко восполняет выразительными жестами.

Горячий прием в области всех приободрил, но главный экзамен был впереди — выступление в зале филармонии. Первый концерт нового камерного оркестра, да еще под управлением иностранного дирижера, вызвал у мурманчан, как уже отмечалось, живейший интерес. Аншлаг был полный. Зал на 600 мест не смог вместить всех желающих.

Программа концерта оказалась разнообразной и интересной: знакомые многим любителям музыки «Дивертисмент ре-мажор» Моцарта и чудесная серенада для струнного оркестра Чайковского. А «Серенаду» и «Адажио» редко исполняемых у нас английского композитора Эльгара и американца Барбера даже некоторые профессиональные музыканты в этот вечер впервые услышали, что называется, «живьем».

Эти сложные сочинения, разные по стилю исполнения, настроению, темпу, требовали от оркестра того уровня мастерства и профессионализма, который трудно ожидать от людей, впервые собравшихся вместе всего пару месяцев назад. Но то, что происходило на сцене, пожалуй, можно назвать только одним, очень уместным в тот рождественский вечер словом — чудо. Состоялось рождение настоящего профессионального коллектива. От Дамиана Йорио невозмржно было отвести глаз. Такое вдохновенное дирижирование, такую самоотдачу и полное растворение в музыке увидишь нечасто.

— Я потрясена этим концертом и особенно дирижером, — взволнованно поделилась впечатлениями бывший педагог дирижерско-хорового отделения музыкального училища Тамара Рамаданова. — Он, несомненно, музыкант с большой буквы. Руки у него — бесподобные! Все, что он хотел сказать, все было в этих руках. Они пели! А лицо озарялось светом, который шел изнутри, от души, от сердца. И это передавалось музыкантам и нам, слушателям. Дирижера такого масштаба я давно не видела. Могу сравнить его, пожалуй, только с Колобовым.

— Это был настоящий праздник души, — подтвердила обычно сдержанная в оценках заслуженный работник культуры России, известный педагог Татьяна Крылова. — То, чтo такой дирижер появился, — большая удача для филармонии. Он очень талантливый музыкант — искренний. У него горят глаза, и оркестр ему отвечает.

Многие участники коллектива — преподаватели и бывшие ученики музыкальных школ города, за которыми с особым пристрастием наблюдали их коллеги, наряду с похвалами оркестру с гордостью затем отмечавшие игру «своих» виолончелей, скрипок, альтов… Искренне порадовалась за своих сотрудников, осуществивших мечту каждого музыканта — играть в оркестре, и заместитель директора ДМШ № 1 Любовь Ильгова:

— За безумно короткий срок они сделали безумно много. А ведь у каждого музыканта есть дела, основная работа, семья, дети. И тем не менее они были очень воодушевлены, говорили: как здорово! Дирижер вдохновлял всех. То, что он сделал из музыкантов с разным уровнем подготовки, многие из которых никогда не играли в оркестре, достойно самых высших похвал. Недавно я смотрела по ТВ передачу «Золотой граммофон». Какое же это убожество, примитив! Попса заполонила экраны. Поэтому очень приятно, что и в городах области, где выступал оркестр, и здесь, в Мурманске, залы просто ломились. Сейчас главное для филармонии — сохранить новый коллектив, укрепить его материальную базу.

Такое же пожелание — сохранить оркестр, не допустить, чтобы объединивший исполнителей энтузиазм иссяк без достойной поддержки, высказали и многие профессиональные музыканты, директора ДМШ. В их словах звучала тревога, и, надо признать, небезосновательная. Пока основное бремя по содержанию оркестра несет на своих — весьма хрупких — плечах областная филармония.

Как уже отмечалось в прессе, талантливый зарубежный дирижер работает у нас практически за спасибо. Здесь он приобретает опыт создания собственного коллектива, а зарабатывает на жизнь в Европе. Но музыканты подобной возможности лишены. И филармония с ее тощим кошельком в нынешней ситуации не способна как следует оценить их труд. Остается лишь надеяться на то, что сказанные в тот день представителями областных и городских властей слова одобрения и поддержки не забудутся в праздничной новогодней кутерьме...

На следующий же день после триумфа, в воскресенье, оркестр приступил к репетициям второй программы, с которой ему предстоит выступить уже в конце января. Раскроем секрет: в нее войдут «Рождественский концерт» А. Корелли, «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта и «Времена года» А. Вивальди.

Для участия в концертах прилетит уже известный мурманчанам по недавним гастролям лауреат многих международных конкурсов блестящий московский скрипач Граф Муржа.

«Если и музыка оставит нас, что будет тогда с нашим миром?» — сказал когда-то Гоголь. И был абсолютно прав.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 5 января 2000 года.

газета «Мурманский вестник»

Небольшое приключение

Перед открытием очередного музыкального сезона в Мурманской областной филармонии только и разговоров было, что о гастролях камерного оркестра под управлением Дамиана Йорио в Швеции. Да и кто еще из музыкантов может похвастаться тем, что ему довелось жить во время гастролей в солдатской казарме шведского военного гарнизона, а по вечерам столоваться в гигантской походной палатке?

Впрочем, хвастались оркестранты уже по прибытии в Мурманск. Поначалу были в шоке — поселиться-то думали уж если не в гостинице, то как минимум в общежитии. Однако с военным бытом быстро смирились: «Восприняли эту поездку как небольшое приключение, впечатлений — море». Ну и уж если говорить о быте, то одно из, наверное, самых приятных впечатлений на музыкантов произвел «шведский стол». У некоторых из них на память о нем даже осталась пара лишних килограммов, которые так и не удалось сбросить в бассейне местной тропической купальни.

Два закрытых концерта

— На эти гастроли наш оркестр пригласил комитет Баренц Рискъю при министерстве обороны Швеции, — рассказывает директор филармонии Александр Баранников. — На базе военного гарнизона города Будена проходили учения, в которых приняли участие представители министерств по чрезвычайным ситуациям из более чем двух десятков стран Европы и Азии. И мур­манские музыканты давали для военных два закрытых концерта.

Это не совсем относится к нашим гастролям, но хочется отметить, что российская сторона на учениях в Будене была представлена наиболее достойно. Наша делегация МЧС прибыла в Шве­цию на самолете ИЛ-76, привезла с собой специализированный вертолет и роботов, которые участвуют в спасательных операциях. Вся эта техника демонстрировалась в Будене. А вообще учениям придавалось большое значение, поскольку они проходили сразу после терактов в США. И, возможно, именно поэтому главы министерств по чрезвычайным ситуациям, приглашенные в Буден, прилететь туда так и не смогли.

Шведы кричали «Фантастика!» и плакали

Кстати, на торжественной церемонии, открывающей военные учения, мурманский оркестр играл произведение американца Сэмуэля Барбера «Памяти моих родителей», которое было исполнено в память об американских жертвах терактов. Вместе с тем оркестранты привезли в своем багаже в Швецию три концертных программы. Одну из них, так называемую русскую, они представили широкой публике в церкви, названной в честь Карла XIV. Не особо избалованные русской музыкой шведы потрясенно кричали: «Фантастика!» после исполнения произведений Альфреда Шнитке и плакали от музыки Шостаковича.

— В общей сложности в Швеции оркестр дал пять концертов: три закрытых и два для широкой публики в Будене и Лулео, — продолжает Александр Баранников. — Был большой успех — овации, крики «бис». В кулуарах во время перерывов между отделениями шведы обсуждали идею нашего следующего визита. Сейчас можно с уверенностью говорить, что наши музыканты своим мастерством завоевали сердца не только обычных зрителей, но и спонсоров концерта. Что, на мой взгляд, немаловажно для будущих связей.

Между тем сегодня в областной филармонии откроется очередной музыкальный сезон. На праздничном концерте выступит камерный оркестр под управлением Дамиана Йорио с той самой русской программой, которая так потрясла шведов.

О Кубе и бочке рома

— В этом году мы отступаем от традиций и начинаем сезон не как обычно в День музыки, а несколько раньше, — говорит художественный руководитель Мурманской областной филармонии Сергей Гиваргизов. — Дело в том, что дирижер оркестра Дамиан Йорио связан условиями контрактов, по которым он работает в Европе, и в конце месяца ему придется улетать на очередной концерт.

Но тем не менее 1 октября День музыки филармония намерена отметить большим гала-концертом с участием артистов Мурманской области. Планируются выступления вокального ансамбля «Не ждали», имидж-класса «Элегия» Валентины Сидоровой, ансамбля народных инструментов «Гор­ница». А 6 октября пройдет концерт молодого московского скрипача Артема Гиваргизова.

Артем выступит вместе с известным пианистом заслуженным артистом России Евгением Эпштейном. Ему семьдесят первый год, он поддерживает молодых, всячески помогает их становлению. Мы с Александром Баранниковым были на его юбилее — семидесятилетии. Он устроил из этого небольшой импровизированный концерт и играл на фортепьяно без очков! Представлял каждого гостя. Говорил, например: «Вот сейчас на сцену выйдет такой-то, такой-то, мы с ним когда-то на Кубе были, не одну бочку рома выпили!». Безусловно, денег на гонорар, который заслуживает Эпштейн, у филармонии нет. Но он сказал: «Я обязательно приеду в Мурманск просто из любви к этому городу». И чтобы не «разорить» филармонию, отказался лететь самолетом. Приедет на поезде.

Анжелика КОВАЛЕВА, газета «Вечерний Мурманск», 28 сентября 2001 год.

газета «Вечерний Мурманск»

Премьерное исполнение пьесы английского композитора состоится на Кольской земле.

«После зимы всегда приходит весна» — такое поэтичное и жизнеутверждающее название дал своему сочинению английский композитор Питер Дайсон. Он написал его по просьбе дирижера одного из санкт-петербургских оркестров (Питер уже несколько лет живет в нашей северной столице). Но что-то не сложилось, не заладилось. Красивая музыка не была исполнена, а композитор убрал партитуру, что называется, в стол, до лучших времен. И они не заставили себя ждать.

Главный дирижер камерного оркестра Мурманской филармонии Дамиан Йорио не раз включал сочинения Э. Элгара и Б. Бриттена в концертные программы своего коллектива. Однако давно мечтал поосновательней познакомить северян с творчеством и других своих соотечественников, подготовить программу английской музыки.

Этими планами он поделился с Дайсоном — своим знакомым со времен учебы в Петербургской консерватории. Вот тут-то и было извлечено на свет никогда и никем не исполнявшееся сочинение. Таким образом, по воле судьбы на мурманских музыкантов легла ответственная и волнующая задача — первыми исполнить сочинение английского композитора, причем в присутствии самого автора.

Утром в пятницу Питер Дайсон встретится со студентами нашего музучилища, затем вместе с оркестром отправится в Мончегорск, где и состоится премьера новой программы. В субботу музыканты выступят в Мурманске, в зале филармонии, а в воскресенье — в Кировске.

Напряженный график репетиций оркестра (по две в день!) совпал с приездом в Мурманск шведской телевизионной группы во главе с продюсером Андешем Бьерхаммером. «Вестник» уже сообщал о том, что он, побывав на выступлении мурманчан в Швеции, загорелся идеей снять фильм о двух оркестрах — нашем камерном и симфоническом оркестре города Гелингборга, каждый из которых занимается популяризацией классической музыки в своем регионе. Наши земляки идею Бьерхаммера поддержали.

И вот настала пора реализации проекта. Съемки фильма в Мурманске уже начались. Шведская группа намерена вести их также в Мончегорске и Кировске. Так что если вас на улице остановят люди с камерой и спросят, любите ли вы камерный оркестр филармонии, постарайтесь не ударить лицом в грязь и ответить хотя бы так: «Дамиан Йорио? О! Фантастик!»

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 15 марта 2002 год.

газета «Мурманский вестник»

Мурманская филармония знает ответ.

Леонардо да Винчи подразделял людей на три категории. Одни видят то же самое, что и вы: с ними легко найти общий язык. Вторые способны увидеть картину в истинном свете, когда им объяснишь: с такими можно вести диалог. Третьи смотрят во все глаза и ничего не видят: до­казывать им свою правоту — все равно, что обучать слепого спектральному анализу.

Мы обратимся ко второй категории людей, поскольку первая состоит из единомышленников, а третью просто нет смысла беспокоить.

В сегодняшней жизни, намагниченной событиями всякого рода, учреждения культуры выглядят как островки, будто затерянные во времени. Среди таких учреждений выделяются более всех уязвимые, но сильные своей культурой филармонии.

Просветительство. Это слово часто можно слышать в Мурманской областной филармонии. Здесь в него не только вкладывают особый смысл, но и подкрепляют его делом. Особенно, когда оно касается детей. Направление абсолютно верное, ибо детские души еще не зашлакованы потребительскими оценками и разнообразным мусором. Филармония дает шанс избежать такой напасти и эмоционально окрасить жизнь с самых ранних лет. Вот почему занятия по музыкально-художественной культуре, считает художественный руководитель Мурманской филармонии Сергей Гиваргизов, надо начинать с детьми детсадовского и младшего школьного возраста. «Музыкальный сказочник» — так называется детский абонемент, который практикует сегодня Мурманская филармония в двенадцати школах города, детском саду № 151, прогимназиях № 40, 61, в школе-саду № 92. Занятия композиционно построены так. Ведущая, актриса областного театра кукол Наталья Арсеньева, рассказывает сказку. Музыкально озвучивают ее вокалисты Сергей Гиваргизов (тенор), Раузалия Гиваргизова (сопрано), Людмила Пастер (фортепиано), ансамбль народных инструментов в составе Анатолия Гернера (баян), Виктора Бедняка (балалайка), Александра Баранникова (бас-бала­лайка). Маленький театр продолжается не более 40 минут, из которых примерно половина отдана музыке.

Причем музыке самой высокой, — уточняет Сергей Гиваргизов. — Сознательно мы решили не упрощать программы.

Как правило, на таких занятиях дети впервые слышат Грига и Хачатуряна, Сен-Санса и Вивальди, Глинку и Чайковского...

— Перед детьми выступать нисколько не легче, чем перед взрослой публикой, — продолжает Сергей Гиваргизов. -Здесь важно все, вплоть до внешнего вида, потому артисты предстают перед этой взыскательной аудиторией во фраках и с «бабочками». И волнуюсь я не меньше, чем перед любым другим концертом. Даже больше, ведь дети буквально в двух шагах от тебя.

Такое волнение понятно, и ему есть научное объяснение. Со сцены выступать легче, так как зрители находятся в так называемом публичном пространстве, открытом для всех. Когда же до слушателей рукой подать, вдвойне трудно. Но артисты филармонии заранее готовы и к таким психологическим нагрузкам. Впрочем, как и к вполне житейским: расстроенному инструменту в школах, утренним выступлениям в особенно нелегкий период — в полярную ночь. К тому же артистам задают немало вопросов. И уже не раз приходилось объяснять нашим продвинутым детям, у которых обнаруживается сформированный феномен «клипового» сознания, что они слышат живой голос, микрофона у певца нет и он не спрятан где-то.

— Но все трудности окупаются сознанием того, что эти дети уже приобщаются к истинной культуре, — говорит директор филармонии Александр Баранников.

Умелое представление сказки, этой небывалой житейской истории со смыслом, с органично вплетенным в нее «стройным и согласным сочетанием звуков» побуждает скорее к поступкам добрым, нежели к неблаговидным. Видимо, так полагает и директор мурманской школы № 11 Наталья Королева. Уже 14-й сезон продолжается ее сотрудничество с филармонией. Занятия по музыкально-художественной культуре включены в расписание уроков от младших до старших классов. Учащиеся стали постоянными посетителями филармонии. И теперь уже директор «заказывает музыку». Именно поэтому учащиеся этой школы слушали рождественскую музыку накануне Нового года.

Надо отдать должное родителям этой и других школ, которые ежемесячно или фрагментарно выделяют из семейного бюджета 15-20 рублей на музыкальное развитие своих детей.

Кстати сказать, филармония дает 8 музыкальных программ (октябрь-май) в год и готова заключить договоры с учебными заведениями Мурманска, заинтересованными в такого рода воспитании учащихся.

Хочется надеяться, что и спонсоры не оставят филармонию без поддержки, а учебным заведениям окажут помощь профсоюзы предприятий и организаций города, шефствующих над общеобразовательными школами. Более того, федеральные программы по борьбе со СПИДом, наркоманией будут скорректированы (и на местном уровне!) в пользу предупредительных мер, среди которых занятия по музыкально-художественной культуре.

Так считают создатели и участники «Музыкального сказочника». Если к такому же мнению придет большинство, может быть, тогда изменится подход к экономике как к абсолютной ценности, а коэффициент интеллектуального развития (IQ) будет расти соразмерно росту нашего понятия и нашего непосредственного участия во всестороннем развитии подрастающего поколения. Тогда не иссякнут и глубинные источники культуры, которыми славится Россия, а духовные ценности, формирующие человека с детства, не канут в Лету. Если, конечно, мы этого хотим.

Антонина ШАТАЛОВА, газета «Полярная правда», 22 января 2003 год.

газета «Полярная правда»

Наш мурманский корреспондент делится интересным наблюдением: возрождается культурная жизнь провинции. И убедительно доказывает это на примере родного города.

В приграничном заполярном Мурманске дилемму высокого искусства решили по-своему, хотя времена, казалось бы, не очень подходящие для высокого. Нашлись люди, бросившие вызов унизительному представлению о второсортности провинции. В городе звучат лучшие, сложнейшие по исполнению произведения мировой музыкальной классики. На концертах местного филармонического оркестра аншлаг, которому завидуют залетные эстрадные звезды. Происходящее кажется чудом, но, по-моему, все гораздо серьезнее: на глазах рож­дается феномен, продиктованный требованиями и возможностями современной жизни — новая культура провинции.

Не хочется впадать в квасной патриотизм, превознося местных артистов, это как раз и смахивает на провинциальность оценок и мнений. Зрительный зал сам все расставляет по местам. Куда интереснее понять, с чего вдруг и как начинается серьезная сцена.

В Мурманскую филармонию Сергей Гиваргизов пришел волей случая. В прошлом солист знаменитой украинской хоровой капеллы «Думка», с которой объездил многие уголки Земли, он освоил к тому времени почти весь классический оперный репертуар и теперь исполнял арии на мурманской сцене. Но, когда потребовалось ради общего дела, Гиваргизов согласился «наступить на горло собственной песне» — стал художественным руководителем филармонии. А исполнителей оперной классики поставляло Мурманское музыкальное учи­лище, уже входившее в пятерку лучших в России. Тяга студентов к серьезному пению и музицированию не ограничивалась учебными аудиториями, хор «Амадеус» жаждал большой сцены.

По соседству, из Североморска, распространялась и росла по стране и за рубежом известность ансамбля песни и пляски Северного флота, одного из лучших военных музыкальных коллективов России. Солистам ансамбля давно было тесно в рамках маршевой или лирической песни. Мощно заявлял о себе и штабной оркестр флота. И, конечно, собственные музыкальные силы филармонии тоже внушали надежду. Ансамбль «Мур­манск классик Трио» с успехом объездил 140 городов бывшего СССР, Норвегии, США. Ансамбль «Горница», переняв эстафету некогда популярного ансамбля щипковых ин­струментов «Лель», успешно продолжал линию народной музыки.

Так и шел бы каждый из музыкальных коллективов своей одинокой дорогой, если бы не счастливая, а тогда казавшаяся чуть ли не сумасшедшей идея — создать в городе филармонический оркестр. Но кто его возглавит? В конкурсе пожелал участвовать и победил 27-летний английский дирижер Дамиан Йорио.

Что соблазнило и привело в 1999 году одаренного и, несомненно, честолюбивого музыканта в завьюженный и заброшенный на околицу Европы Мурманск, можно только предполагать. Но скажу — не преувеличу: когда он появился на музыкальной сцене, так не аплодировали даже в Ла Скала… А уже через полгода после создания оркестр с триумфом выдержал серьезнейшее испытание. По масштабу и грандиозности Мурманск не знал ничего подобного: состоялась совместная норвежско-российская постановка знаменитой оперы Джакомо Пуччини «Тоска». Вместе со студентами и преподавателями музыкального училища, солистами военного ансамбля и артистами филармонии на сцену вышли гранды норвежской Королевской оперы.

И с тех пор повелось: хотя бы раз в год, чего бы ни стоило, собираются на сцене мурманские музыканты и вместе с приглашенными отовсюду оперными певцами исполняют произведения классического репертуара. Вслед за «Тоской» последовала «Дидона и Эней» Перселла, а недавно — «Травиата» Верди. Постановка «Травиаты» переросла в настоящий фестиваль-со­стязание. На первом представлении, когда в зале присутствовал норвежский кронпринц Хокон Магнус, все партии под аккомпанемент мурманского оркестра исполняли его соотечественники из Королевской оперы. Во второй день пели российские исполнители. На третьем, заключительном представлении россияне и норвежцы объединились, собрав шквал аплодисментов и море цветов от благодарных мурманчан. Будущую осень зрители уже ждут с нетерпением: впервые зазвучит «Евгений Онегин» Чайковского, недаром же солисты норвеж­ской оперной сцены на этот раз увозили из Мурманска тексты будущих партий на русском языке.

Появился в оркестре и второй дирижер — Геннадий Чернов, как и Дамиан Йорио, которого он моложе на два года, выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории, дирижирующий оперными спектаклями в городе на Неве.

— Повезло вам с Дамианом, — говорю я, на что опять следует совершенно неожиданная реакция директора:

— Почему нам? Это филармония взращивает дирижера мирового класса. После Мурманска куда только его не приглашали: национальный симфонический оркестр радио Дании, филармонические оркестры Рима, Северной Англии, Санкт-Петербурга, с Ла Скала переговоры ведет. Но главный дирижер оркестра он только здесь и покидать его не собирается. Кстати, кто-то запустил недавно «утку»: мол, переманили, смеется Баранников, так мурманчане вслед за этим слухом чуть кассы не снесли, никогда мы таких сборов не имели.

У молодого не по возрасту, а по стажу работы директора филармонии явно хорошее настроение. У него свои радости: 2003 год впервые коллектив завершает с положительным финансовым результатом. И никак не укладывается в голове, что совсем еще недавно настроения у музыкантов не было, а с деньгами и того хуже.

Апатию людей, материальное и творческое неблагополучие филармонии возглавивший ее три года назад Александр Баранников решил победить… праздником. Дело было так. В глазах музыкантов, собравшихся на встречу с новым директором, сквозила беспросветность, неверие в перемены к лучшему. Был в глазах немой укор нет, пока еще не ему, а самому времени (или безвременью), которое у нас почти всегда безжалостно к культуре. Прицел этих взглядов вмиг вышиб из головы директора заранее приготовленную речь о репертуарном плане, финансовых сборах и схемах повышения зарплаты, что весьма важно, но малоубедительно для людей, занятых музыкальным творчеством. Шестым, а может, каким-то десятым чувством кто ж его считал! Баранников понял: должно произойти знаковое событие, чтобы ему (и в него) поверили. Это и для артистов стало бы возвращением веры в самих себя, в свои творческие силы и возможности. А остальное приложится.

Праздник состоялся. Можно усмехаться и иронизировать по поводу того, что филармония отметила свое 25-летие на полтора года позже календарной даты. Но, как известно смеется тот, кто смеется последним. Что же до самого Баранникова, мне кажется, он и сам еще до конца не понял, куда замахивался и чем рисковал. Осторожные ум и расчет нужны в конкретных повседневных делах, душевным порывам в переломные моменты жизни они злейшие враги. Слава toму, кто еще способен в нашем меркантильном мире жить душевными порывами!

Представьте себе человека, 20 самых лучших лет жизни отдавшего музыкальному делу и в одночасье порвавшего с ним. От заурядного юношеского увлечения гитарой, когда ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) росли как грибы, а миллионы советских пацанов бредили Маккартни и Ленноном, через суровую конкуренцию и одновременно школу ресто ранного музыканта. Не улыбайтесь — в ресторанные оркестры по требованиям отделов культуры брали не меньше чем студентов музучилищ. Для молодого Баранникова это чуть не стало драмой жизни: поступая на гитарное отделение, он провалился, пришлось осваивать балалайку.

Затем 13 лет выступлений в популярном ансамбле народных инcтрументов «Лель»: успех, гастроли, даже зарубежные, несмотря на жeлезный занавес. Параллельно — преподавание в музыкальной школе. Еще позже — художественное руководство Дворцом культуры и хозяйственное — в музыкальном училище. И только потом вроде бы совершенно нелогичный уход в коммерцию, не имевшую ничего общего с музыкой. Это решение выглядело тем более странно, потому что за пять лет до него Александру предлагали стать заместителем ди­ректора филармонии. Тогда, по его собственному признанию, музыкант перевесил в нем чи­новника. Но в 1994 году хроническое безденежье, ставшее приметой жизни для многих, не оставило выбора.

Знакомый позвал торговать посудой. Они начинали с места на рынке и небольшой секции в промтоварном магазине. Через 6 лет, уходя, Баранников оставлял сеть посудных магазинов в городе, своему же компаньону — звание некоронованного посудного короля Мурманска. А прежде было два месяца мучительных раздумий, пока процветающий коммерсант не уступил в Баранникове музыкальному менеджеру. Руководители областного комитета культуры уже махнули рукой, исчерпав все уговоры, однако последним и решающим доводом стали слова директора музыкального училища, соратника и друга Владимира Возного: если не мы, то кто? Так Александр Баранников в очередной раз начал свою жизнь заново.

Возглавив филармонию, доказал себе и другим: людей с толку не сбить, рано или поздно они возвращаются к истинному, отобранному самим временем искусству, спасающему и возвышающему лучшее в человеке. Да что говорить, глубже и точнее, чем Генрих Гейне, все равно не скажешь: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка».

Владимир БЛИНОВ, «Парламентская газета», 9 января 2004 год.

«Парламентская газета»

Чехов знал толк в духах, безукоризненно одевался. Дюма— автор 560 томов сочинений и поваренной книги. Этот ряд я невольно продолжила персоной, конечно, не столь знаменитой: Дмитрий Гилев — концертмейстер и солист Мурманской областной филармонии, отлично ориентируется на местности и мастер собирать грибы.

Пристрастия

Позапрошлой осенью на 40-м километре Печенгской дороги нашел целую семейку белых грибов:

— Восемь штук, вот таких, — показывает Дмитрий. — Разрезаешь — белые как снег, ни одной червоточинки. У нас дом под Москвой, в лес часто хожу, но такие грибы впервые нашел. Нажарил полную сковороду для всей семьи. Такое роскошество! А самый вкусный гриб — сыроежка. Жарить все грибы нужно отдельно, — советует Гилев.

Наверное, всех творческих или самозабвенно преданных своему делу людей отличает пристрастие к вещам, далеким от профессии. Оно, пристрастие, дает короткую передышку от творчества, чтобы потом «выдать» нечто. Для Гилева такой передышкой стал побег от цивилизации.

Первая скрипка филармонии Дмитрий Гилев не принадлежит к плеяде мировых знаменитостей, но в краевой музыкальной среде он человек известный. Впрочем, не только. За 30 лет активной творческой деятельности с концертами побывал в городах СССР, России, стран Скандинавии и США. Велико его влияние на профессиональное совершенствование оркестра как концертмейстера — ему по плечу такие крупномасштабные международные проекты, как постановка оперы. Гилева называют виртуозом в исполнении произведений разных стилей и эпох. К тому же он — организатор и создатель новых творческих коллективов. Один из них — «Дивертисмент» (название подразумевает исполнение музыкальных произведений развлекательного характера). Репертуар ансамбля, представленный сочинениями различных жанров, доступен для восприятия публикой разной музыкальной подготовки. В составе «Дивертисмента», кроме Гилева, Елена Лебедева (фортепиано) и Ольга Гилева (скрипка).

Музыкальная семья

Однажды «Дивиртисмент» выступал как семейный ансамбль. Родители, Дмитрий и Ольга, — скрипачи, сын Семен — пианист. В прошлом году они дважды побывали в Норвегии, давали концерты.

— Конечно, мы в первую очередь думали о сыне, — признается Дмитрий. — Хотели, чтобы у него появилась возможность практических навыков концертной работы. Семен выполнял роль солиста и концертмейстера. Публика его хорошо принимала. Подкупала молодость артиста, и потом — это будущий виртуоз, — убежден Дмитрий.

Семен — студент Московской консерватории. Сначала с сыном «на дому» занималась Ольга, тоже артистка филармонии. Мальчик делал большие успехи, хотя скрипка, как говорит Гилев, очень сложный инструмент для начального обучения, требующий ярко выраженных способностей: слуха, ритма, координации. Ими Семен наделен сполна. Но скоро в семье решили, что и двух скрипок на троих достаточно. Сына определили в музыкальную школу учиться игре на фортепьяно.

Так когда-то поступила Антонина Николаевна — мать Дмитрия Гилева, только он сразу остановил свой выбор на скрипке. Учительница начальных классов, она считала, что дети должны развиваться творчески, и не важно, в каком направлении проявят они свои способности. Но самой Антонине Николаевне хотелось, чтобы ее трое детей занимались музыкой. Она не ошиблась. Все дети окончили музыкальную школу. Два брата (Дмитрий — младший) — музыкальное училище, затем петрозаводский филиал Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова.

После консерватории Дмитрий вернулся в Мурманск и до 1985 года преподавал в музыкальном училище. Теперь, вот уже 20 лет, работает в филармонии.

Время круглых дат

Вообще в этом году у Гилева несколько круглых дат. Две из них — юбилейные и приходятся на февраль. 23-го, вместе с армейским днем, к чему он имеет непосредственное отношение, потому что служил в Североморске, в ансамбле Северного флота, отмечает 50-й день рождения. 25 февраля — другой юбилей: четверть века ансамблю «Мурманск-классик-трио».

— Мне повезло, — считает Дмитрий, — после службы во флоте и возвращения в музыкальное училище мне предложили играть в трио. Так неожиданно появилась возможность реализовать себя как солиста, а главное, работать с известными музыкантами — пианистом Александром Кондратьевым и виолончелистом Валерием Ролановым. В таком составе мы выступали с концертами 15 лет. Последние восемь лет партию виолончели исполняет солистка филармонии Светлана Осягина.

В репертуаре трио произведения русских и зарубежных композиторов — Свиридова, Чайковского, Грига, Вивальди… В начале января в филармонию пришло интересное предложение из Норвегии. Поэтому сейчас на пюпитре Дмитрия Гилева сочинение французского композитора Оливье Мессиана «Квартет на конец времени» для скрипки, кларнета, виолончели и фортепьяно. Необычна история создания «Квартета», которую рассказал Дмитрий:

— В основу этого сочинения положен библейский сюжет. Мессиан написал музыку, во время Второй мировой войны, когда находился в плену. Два года он провел в концлагере под Берлином. Его творение впервые услышали такие же, как он, заключенные, и звучало оно в январский мороз на открытом воздухе.

Это сложнее произведение «Трио» (при участии норвежской кларнетистки Анны Роструп) представит на юбилейном концерте 25 февраля. Оно займет все первое отделение юбилейного концерта. Вторая его часть состоит из лучших миниатюр мировой классики в оригинальной обработке — Хачатуряна, Сибелиуса и других известных композиторов.

В феврале «Мурманск-классик-трио» услышат и жители Мурманской области, а в марте ансамбль поедет на гастроли в Петрозаводск.

Жанровое разнообразие

Как говорят на Востоке, мир занавесом не прикрыт, только не ленись открывать его новые страницы. И если говорить применительно к музыкальной жизни, то и она насыщена различными формами и направлениями. Среди них и так называемая легкая музыка. Отношение к ней у многих любителей классики и ее профессиональных исполнителей не слишком доброжелательно.

— С эстрадной музыкой мы уживаемся мирно, — улыбается Дмитрий, опровергая мои предположения. — В репертуаре ансамбля есть трио с элементами джаза эстонского композитора Уно Найссоо. С «Дивертисментом» мы исполняем джазовые пьесы в классической обработке Гершвина, Эллингтона, а в январе вместе с нашим филармоническим оркестром, которым дирижировал Гаранян, играли симфо-джаз...

Беседуя с Дмитрием Гилевым, я поняла, что при таком жанровом разнообразии и насыщенной творческой жизни его не тревожат амбиции. Зато есть понятные каждому желания. Два — самых сильных. Чтобы ансамбли звучали, соответствуя дословному переводу с французского, — стройное целое, как один инструмент, о чем мечтают, наверное, все коллективы небольшого состава исполнителей. Другое желание и того понятнее — отдохнуть, шагая с лукошком по лесу, или погреться на теплом южном песке. Гилев не забывает просто улыбнуться жизни. Есть старый психологический прием: коль скоро радость вызывает улыбку, может быть, улыбнуться, чтобы ощутить радость. У Дмитрия Гилева, как мне кажется, это получается.

Антонина ШАТАЛОВА, газета «Полярная правда», 18 февраля 2005 года.

газета «Полярная правда»

Об этом питерский профессор узнала на выступлении мурманчан

Уже пятнадцатый год подряд фестиваль «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» предоставляет музыкантам областных филармоний благодатную возможность выступить наравне со всемирно известными российскими и зарубежными мастерами. Концерты, проходящие в лучших концертных залах Петербурга, собирают не только любителей классики, но и профессиональных музыкантов, участников и организаторов фестиваля. Знаменитые артисты, профессора высших музыкальных учебных заведений с искренним интересом оценивают мастерство своих коллег, приехавших из самых разных областей России. Поэтому участие в фестивале — это всегда возможность получить профессиональную оценку своей работы, завязать интересные знакомства, сделать шаг вперед в своем творческом росте.

Артисты Мурманской областной филармонии — одни из самых активных участников «Рождественских встреч».

— Впервые нас пригласили в Петербург в 1998 году, — рассказал художественный руководитель филармонии Сергей Гиваргизов. — С тех пор на фестивале побывали почти все наши солисты и коллективы, даже оркестр с его первым главным дирижером Дамианом Йорио. Нынешние «Рождественские встречи», проходившие, как всегда, под патронатом маэстро Юрия Темирканова, были посвящены 15-летию Союза концертных деятелей России. В них приняли участие музыканты из республик Карелия и Коми, из Белгорода, Воронежа, Твери, Москвы, Петербурга, зарубежные исполнители из Болгарии, Швейцарии, США и Италии.

Концерт мурманчан, посвященный 320-летию со дня рождения великого немецкого композитора Генделя, состоялся в Доме концертных деятелей на Моховой, в прекрасном зале с роялем знаменитой немецкой фирмы «Бехштейн». Пианистка Елена Тимофеева впервые принимала участие в подобной поездке. Она выступала в качестве аккомпаниатора, а также исполняла соло старинный танец «Аллеманда». Произведения композиторов XVII века нелегки для современных исполнителей. В те времена, как объяснила Елена, само «строение» музыки было иное. Надо было не только играть написанные композитором ноты, но и уметь украшать мелодию, импровизировать. Однако — в строгом соответствии с существовавшими традициями. Поэтому при исполнении старинных сочинений так важны вкус и чувство стиля.

Сложилось мнение, что исполнять Генделя нужно строго, величаво, «монументально». Мурманские музыканты — вокалисты Сергей и Раузалия Гиваргизовы, флейтистка Елена Харинова и Елена Тимофеева — предложили совершенно иное прочтение — живое, страстное. И нашли полное понимание у питерской публики и коллег-музыкантов. «Я впервые услышала, как надо петь Генделя», — призналась профессор Петербургской консерватории Татьяна Хит-рова. А заместитель председателя СКД Мария Панфилова восхитилась серебристым сопрано Раузалии и пообещала организовать ей в ближайшем будущем сольный концерт. Удостоилась похвал и Елена Харинова. Выдающийся болгарский флейтист Георгий Спасов, многие ученики которого сделали международную карьеру, пригласил ее в Софию на свой мастер-класс.

— Большую исследовательскую работу пришлось проделать нашему музыковеду Светлане Бобрицкой, — отметил Сергей Гиваргизов. — В своем вступительном слове ей удалось очень ярко и выразительно рассказать об эпохе, в которую жил и творил Гендель, о его знаменитой оратории «Мессия», операх «Оттон», «Ксеркс», «Ринальдо», «Деидамия», арии из которых мы исполняли. Считаю, что наш успех во многом и ее заслуга… Классическая музыка, в том числе и старинная, — не застывший музейный экспонат, она находится в вечном движении. И если ты вкладываешь в ее исполнение душу, соб­ственные переживания, то всегда найдешь отклик у слушателя. Нам это, кажется, удалось. Во всяком случае, приглашение на следующий фестиваль мы уже получили.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 18 января 2006 года.

газета «Мурманский вестник»

Самые волнующие события в жизни артиста — это, конечно же, гастроли. Дома, как известно, и стены помогают. А выступление перед незнакомой публикой, особенно столичной, — настоящий экзамен даже для зрелого, опытного мастера.

Участие музыкантов Мурманской областной филармонии в международном фестивале «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире», ко­торый проходит под патронатом всемирно известного дирижера Юрия Темирка-нова, уже стало традиционным. Перед питерской публикой выступали практи­чески все солисты и коллективы филармонии. И каждый раз привозили не только похвальные отзывы, но и приглашения на следующий фестиваль, которые, пожалуй, красноречивее всяких похвал.

Художественный руководитель Сергей Гиваргизов с гордостью демонстрирует красивую глянцевую афишу внушительного размера, привезенную из Санкт-Петербурга:

— Питерскую публику сложно чем-нибудь удивить, но все же нам удается привлечь к себе внимание. В прошлом году мы выступили с программой, посвященной 320-летию со дня рождения Георга Фридриха Генделя, произведения которого сейчас очень редко исполняются. А к нынешнему фестивалю наша солистка Раузалия Гиваргизова вместе с питерским пианистом Юрием Серовым подготовили программу «Amen, Alleluja», в которую вошли сочинения старинных композиторов Скарлатти, Каччини, Доницетти, Беллини… Концерт проходил в только что открытом после реставрации Санкт-Петербургском культурном центре — концертном зале Рахманинова, в доме, где прошло детство знаменитого композитора. Питерцы — и профессиональные музыканты, и просто любители музыки — приняли нашу программу очень тепло. Утверждаю это как учас­ник концерта. Старинная музыка — моя давняя страсть, знаю ее очень хорошо, и мне показалось уместным выступить в качестве ведущего-музыковеда с небольшими комментариями к каждому произведению. Дали мы и один благо­творительный концерт для ассирийской диаспоры, потомков древнего народа, к которым отношу и себя.

Как считает Сергей Георгиевич, артисты не должны долго вариться в собственном соку. Поездка на столичный фестиваль — это, конечно, здорово, но она случается только раз в год. Посмотреть же на работу коллег и себя показать дает возможность практика обменных гастролей, сложившаяся в последние годы в Ассоциации филармоний Северо-Запада. Почин этот, как нередко бывает, ро­дился не от хорошей жизни — наоборот, из-за скудости возможностей провинци­альных концертных организаций, занимающихся серьезным искусством. Но благодаря ему мурманские солисты и коллективы смогли выступить перед жи­телями Карелии, Архангельска, Вологды и принять музыкантов из этих регионов у себя. Например, перед поездкой в Питер Раузалия Гиваргизова получила воз­можность показать свою новую программу в Вологде, где дала четыре аншлаго-вых концерта. А 4 февраля вологодские исполнители приедут к нам с ответным визитом. Фортепианный дуэт Ирины Богомоловой и Наталии Жуковой выступит в Мурманске и трех городах области.

Обе пианистки — яркие творческие индивидуальности. Их дуэт, образовавшийся в 1998 году, стал лауреатом международных конкурсов в Италии, Лондоне, Литве, дипломантом международного конкурса имени Шопена в Москве. В его репертуаре 15 различных программ. С одной из наиболее интересных, «От Моцарта до джаза», дуэт и выступит перед жителями Заполярья.

Есть в февральской афише филармонии немало других концертов, которые заинтересуют меломанов. Отмененный осенью из-за травмы норвежского музы­канта концерт к 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича наконец-то состоится 10 февраля. Это очередной международный проект, подготовленный ансамблем «Мурманск-классик-трио» и музыкантами губернии Финнмарк. 17 февраля за дирижерский пульт вновь встанет маэстро Терье Бойе Хансен. Под его управлением филармонический оркестр впервые исполнит балетную сюиту Стра­винского «Жар-птица», «Ночь на Лысой горе» Мусоргского и Концерт для форте­пиано с оркестром ми-минор Шопена. В качестве солиста выступит уже знакомый мурманчанам московский пианист Василий Щербаков, кстати, племянник извес­тного советского композитора Дмитрия Кабалевского. На следующий день в фи­лармонии состоится его сольный концерт. Поклонников вокальной музыки ждет встреча с солисткой Государственной академической симфонической капеллы России, заслуженной артисткой Татьяной Шаровой, которая исполнит всеми люби­мые прекрасные романсы Чайковского.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 24 января 2007 года.

газета «Мурманский вестник»

Жителей Петербурга, одной из музыкальных столиц мира, недаром называют публикой искушенной, взыскательной и даже капризной — их трудно чем-либо удивить. Но маэстро Юрию Темирканову это все-таки удалось.

Он придумал и воплотил в жизнь идею фестиваля, который стал для петербуржцев своеобразным музыкальным «окном в Россию», а для многочисленной армии исполнителей, работающих в разных краях страны, — бесценной возможностью представить свое искусство в престижных концертных залах, знаменитых особняках и дворцах. Причем наряду со знаменитыми музыкантами со всего мира. И что интересно, полные залы собирают не только «громкие имена», но и не слишком известные широкой публике коллективы и исполнители из «глубинки».

— Нынче мы в десятый раз приняли участие в «Рождественских музыкальных встречах в Северной Пальмире», — рассказывает художественный руководитель Мурманской филармонии Сергей Гиваргизов. — Так что этот фестиваль, хоть и являлся семнадцатым, для нас был юбилейным. За прошедшие годы в нем приняли участие практически все наши коллективы и солисты — камерный оркестр под управлением Дамиана Йорио, ансамбли «Мурманск-классик-трио» и «Дивертисмент» вокалистки Раузалия Гиваргизова и Антонина Панченко, пианистка Елена Тимофеева, флейтистка Елена Харинова...

В свое время, будучи солистом филармонии, Сергей Георгиевич первым из мурманских музыкантов проложил дорогу в Северную столицу и до сих пор вспоминает об этом с гордостью и явным удовольствием. Вместе с пианисткой Людмилой Пастер он выступал в Музее театрального и музыкального искусства, где стоит рояль знаменитого в прошлом тенора Николая Фигнера, на котором не раз музицировал его друг — Петр Ильич Чайковский. Такие события остаются в памяти на всю жизнь.

— Мы стремимся к тому, чтобы наши концерты всегда имели свою «изюминку», не были проходными, -продолжает Сергей Гиваргизов. — Например, свое второе выступление на фестивале я посвятил столетию первых гастролей Энрико Карузо в Санкт-Петербурге. И это вызвало неподдельный интерес публики и самих организаторов, не знавших о такой дате. Прекрасные отзывы получили выступление наших музыкантов к 320-летию со дня рождения Генделя и программа старинной музыки «Амен, аллилуйя»… Может быть, поэтому среди представителей российских регионов мурманчане стали одними из самых активных участников фестиваля.

Солист филармонии, лауреат международного конкурса «Дуэттино» гитарист Андрей Скороходов изъездил с сольными программами всю Мурманскую область вдоль и поперек. Поездка на питерский фестиваль нынешней зимой стала для него прекрасной возможностью, как говорится, и на людей посмотреть, и себя показать. Кстати, среди гостей фестиваля — а они приехали не только из раз­личных краев России и ближнего зарубежья, но и из Италии, США, Финляндии — он оказался единственным гитаристом.

Андрей — музыкант тонкий, лиричный, ответственно относящийся к каждому своему выступлению даже перед самой непритязательной аудиторией. К поездке в Петербург он начал готовиться еще с весны. Необходимо было составить программу, соответствующую высокому уровню фестиваля и в то же время интересную для многих слушателей. Для этого пришлось разучить несколько новых произведений: шесть паван Милана, три испанских танца Родриго и знаменитую «Легенду» Альбениса.

Буквально накануне отъезда Андрей успешно отыграл фестивальную программу в Мончегорске и сел в поезд с легкой душой. И перед выступлением в Питере, которое состоялось в только что от ремонтированном, очень красивом и уютном зале знаменитого Дома концертных деятелей на Моховой почти не волновался.

— Первый пассаж сыграл хорошо — и все, дальше так и пошло Даже не ожидал, что так спокойно с программой справлюсь! Был собранным, отлично чувствовал зал, рассказывает Андрей Скороходов вернувшись в Мурманск. — Среди слушателей были музыканты, студенты музучилища и консерватории, просто любители классической гитары. В репертуаре многих гитаристов есть произведение Брауэра «Однажды в ноябре». В нем средняя часть обычно играется на контрасте с остальными — лиричными частями. А я не стал этого делать, и неожиданно получилось очень красиво! То есть сыграл непредсказуемо. Думаю, музыканты это оценили… Во всяком случае, принимали очень тепло.

Ольга ДАНИЛОВА, газета «Мурманский вестник», 23 января 2008 года.

газета «Мурманский вестник»