2017

Состав квартета: 
 
Max Ionata– тенор-саксофон
Наталья Скворцова – фортепиано
MarcoPiccirillo– контрабас
Александр Боженко – барабаны
 
 
Звезда мирового джаза, в последние 10 лет Макс Ионата считается одним из крупнейших итальянских саксофонистов на современной международной джазовой арене. Как бэнд-лидер и сайдмэн, Макс Ионата учувствовал в записи более чем 70 альбомов с ведущими джазовыми музыкантами планеты, как в США, так и Европе и получил признание по обе стороны океана. Макс постоянный резидент наиболее известных в мире джаз-клубов и международных фестивалей. Успел поработать с величайшими музыкантами, такими, как: Робин Юбенкс, Рувим Роджерс, Кларенс Пенн, Ленни Уайт, Билли Харт, Элвин Квин, Джо Лок, Энн Дюкро, Стив Гроссман, Майк Штерн, Боб Минтзер, Боб Франсешини, Хирам Баллок, Джоэл Фрам, Майлз Гриффит, Энтони Пинсиотти, Джон Коухерд, Джон Бенитес, Дино Пиана, Роберто Гатто, Дадо Морони, Стефано Ди Баттиста и многими другими.
Макс успел побывать практически на всех континентах, неоднократно выступал в Японии, Китае, Нидерландах, Англии, Франции, Польше, Испании, Португалии, Сербии, Швейцарии, Дании, Германии, Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Перу и Соединенных Штатах.
Среди его международных наград: премия «Massimo Urbani» за игру на деревянных духовых инструментах, 2000; победа на национальном итальянском джазовом конкурсе «Baronissi», 2000, приз зрительских симпатий на международном конкурсе во Франции «Tramplin Jazz D'Avignon», 2002, награда "JAZZIT AWARD" – лучший итальянский тенор-саксофонист, 2012, 2013 годов. Популярный журнал Jazzlife посвятил ему огромную статью-интервью в специальном выпуске "Jazz horn 2010", обращаясь к Максу, как к "саксофонисту, открывшему новые границы в джазе".
С 15 по 30 апреля маэстро намерен впервые посетить Россию с концертами.
Интересы музыкантов в России представляет Джазовое агентство Виктора Радзиевского.
ВИДЕО:
https://youtu.be/q_woVzEmZh8%20https://youtu.be/yLCP9GOciN0?list=PLTMhqRmb2UXmjlJ5RN3xExlLLqinlnjXT">https://www.youtube.com/watch?v=GOb0sGWqcBc
https://youtu.be/q_woVzEmZh8%20https://youtu.be/yLCP9GOciN0?list=PLTMhqRmb2UXmjlJ5RN3xExlLLqinlnjXT">https://youtu.be/q_woVzEmZh8
https://youtu.be/q_woVzEmZh8%20https://youtu.be/yLCP9GOciN0?list=PLTMhqRmb2UXmjlJ5RN3xExlLLqinlnjXT">https://youtu.be/yLCP9GOciN0?list=PLTMhqRmb2UXmjlJ5RN3xExlLLqinlnjXT
Солист - АЛЕКСЕЙ ЛЮДЕВИГ, альт
 
Программа концерта
 
С солистом:
Пьетро Нардини - Концерт
И.К.Бах-Казадезюс - Концерт 
Равель - Павана
Шнитке – Сюита в старинном стиле
 
Оркестр: 
Карл Нильсен – Маленькая сюита
Григ – Две элегические мелодии op. 34 
Барбер - Адажио

АНТУАН РЕБСТЕЙН (Швейцария-Германия)

Антуан Ребстейн родился в Лозанне (Швейцария) в 1978 году. Там же окончил консерваторию по классу фортепиано. Как пианист совершенствовался в Берлине (проф. Галина Иванцова), как дирижёр-хоровик - в Зальцбурге. Антуан Ребстейн является лауреатом многочисленных международных фортепианных конкурсов - PrixLeenards, Kiefer-HablitzelPrize, PrixMigros и PrixdelaFondation. Выступал в известных концертных залах – WigmoreHall в Лондоне, Concertgebow в Амстердаме, Tonhalle в Цурихе, Mozarteum в Зальцбурге и PrestonBradleyHall-Чикаго. В 2003 состоялся дебют на «Фестивале в Люцерне». Как пианист неоднократно приглашался европейскими оркестрами и работал с такими известными дирижёрами как Йезус Лопес Собос, Дмитрий Китаенко, Йегуди Менухин, Дэвид Зинман.
В 2009 получает диплом дирижёра (симфоническое дирижирование: проф. Христиан Эхвальд) в высшей школе музыки ХансаЭйслера в Берлине. Является одним из основателей и художественным руководителем камерного оркестра «EnsembleCullyClassique», который гастролировал в Германии и Швейцарии. С октября 2009 года Антуан Ребстейн является художественным руководителем Молодёжного оркестра университета Freien в Берлине. В России дирижировал оркестром филармонии Томска и Санкт-Петербургским академическим симфоническим оркестром, государственным оркестром Архангельска, камерным оркестром филармонии Курска и другими.
Выступал с Мурманским филармоническим оркестром в 2012 и 2016г.г.г.
 
АЛЕКСЕЙ ЛЮДЕВИГ
Альт
 
Алексей Людевиг родился в Ленинграде. Игре на альте учился у своего отца – альтиста Людевига-старшего, у Юрия Башмета и Дмитрия Шебалина. Также обучался дирижерскому мастерству у Мариса Янсонса. 
 
Алексей Людевиг концертировал во многих странах мира. В качестве солиста выступал с Санкт-Петербургским филармоническим оркестром, Литовским Камерным оркестром, Санкт-Петербургским оркестром «Камерата», Новосибирским филармоническим оркестром, Оркестром Берлинского радио и многими другими коллективами. Играл с такими именитыми музыкантами, как Арнольд Кац, Саулюс Сондецкис, Микаэла Мартин, Арто Норас, Марти Роуси, Александр Рудин, Марк Дробинский и Сергей Стадлер. Принимал участие во многих музыкальных фестивалях в России, Германии, Франции и Швейцарии. 
 
Вместе с Константином Орбеляном Алексей Людевиг является художественным со-руководителем Санкт-Петербургского фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга», а также занимает должность художественного руководителя фестиваля «Новый серебряный век». 
 
В репертуаре альтиста – сочинения, созданные на протяжении последних трех веков. Алексею Людевигу принадлежит честь громких премьерных исполнений произведений многих российских композиторов – Успенского, Слонимского, Сапожникова и других, а также произведений современных американских и французских авторов, многие из которых были написаны специально для него. 
 
Алексей Людевиг также является основателем камерного ансамбля «Камерные Солисты Санкт-Петербурга». В настоящее время преподает в Санкт-Петербургской консерватории и Музыкальном колледже Санкт-Петербурга. 
 
Играет на альте, созданном Антонио Мариани в 1661 году.
Исполнители:
Петр Макаров (фортепиано), Россия
Евгений Попов (скрипка), Россия
Анна Роструп (кларнет), Норвегия
Николай Гирунян (виолончель), Норвегия
Академия молодых оперных певцов была образована в Мариинском театре в 1998 году.
Руководит Академией Лариса Гергиева – широко известный деятель музыкального искусства, вокальный концертмейстер и педагог с мировым именем, генеральный директор Международного конкурса им. Н. А. Римского-Корсакова и член жюри многих престижных международных конкурсов оперных певцов, артистический директор Международной летней Академии в Миккели.
Академия молодых оперных певцов стала для начинающих артистов этапом поствысшего образования – промежуточным звеном между ВУЗом и театром, с одной стороны, с другой – усовершенствованным аналогом стажерской группы, распространенной в оперных театрах. 
Каждый год Академия пополняется новыми молодыми певцами, которые съезжаются из разных уголков России, стран СНГ, Западной Европы и Америки. Академия предоставляет своим стажерам уникальные условия обучения: занимаясь у талантливых педагогов, они постигают культуру пения, формируют чувство стиля, изучают иностранные языки, историю Мариинского театра и мировой оперы. Кроме того, у академистов есть замечательная возможность принимать участие в мастер-классах известных певцов, что в сочетании с практикой выступлений на оперной сцене служит залогом эффективности подготовки будущих солистов оперы.
Солисты Академии принимают самое активное участие в оперных постановках Мариинского театра, исполняя не только небольшие партии, но и ведущие роли. Ни одна постановка театра не проходит без участия артистов Академии. 
Невозможно представить музыкальную жизнь Санкт-Петербурга без концертов вокальной музыки в исполнении солистов Академии молодых певцов Мариинского театра. Их выступления на сцене Мариинского театра, в Большом и Малом залах филармонии, в Юсуповском дворце, Музее-квартире Ф.И. Шаляпина, Эрмитажном театре, а также на других престижных площадках города давно стали доброй традицией. Афиши концертов с именами солистов Академии можно встретить во многих городах России, ближнего и дальнего зарубежья. Их высокий профессионализм, артистизм, индивидуальную манеру исполнения высоко оценили меломаны Москвы и Смоленска, Ярославля и Архангельска, Мурманска и Ульяновска, Владикавказа и Таллинна, Элисты и других городов.
Многие концертные выступления академистов проходят за рубежом.
За последние годы карта маршрутов с концертами солистов Академии охватила десятки городов различных стран: Англии, США, Италии, Франции, Финляндии, Португалии, Испании, Венгрии, Польши, Бельгии, Канады и Японии. Солисты Академии молодых певцов неоднократные обладатели Гран-при, лауреаты и дипломанты самых престижных международных конкурсов вокалистов, активно принимают участие в многочисленных музыкальных фестивалях как в России, так и за рубежом.
Программа концерта
 
Альфред Шнитке - Сюита в старинном стиле
Мануэль Де Фалья - Народная испанская сюита 
Романос Меликян - Сюита для скрипки и фортепиано
Игорь Стравинский - Итальянская сюита
Бела Барток - Румынские народные танцы
 
Карэн Шахгалдян - один из самых заметных музыкантов современной России. Закончил Московскую консерваторию в классе профессора Виктора Третьякова и аспирантуру у Майи Глезаровой. Участвовал в мастер-классах Иегуди Менухина, Владимира Спивакова, Григория Жислина, Евгении Чугаевой. Лауреат конкурса Пабло Сарасате в Памплоне. 
Несколько лет был артистом оркестра "Виртуозы Москвы" под руководством Владимира Спивакова. Выступал в таких залах, как Carnegie Hall в Нью-Йорке, Большой зал консерватории в Москве, Royal Festival Hall в Лондоне, Musikverein в Вене, Laeizhalle в Гамбурге, Purcell Room в Лондоне, Suntory Hall в Токио. Посетил с концертами более 200 городов в таких странах, как США, Китай, Германия, Австрия, Япония, Австралия, Великобритания, Южная Корея, Испания, Италия, Чехия, Швейцария, Швеция, Латвия, Литва, Грузия, Молдова, Армения и Россия. 
С 2006 года скрипач Трио имени Хачатуряна.
 
Пётр Макаров – известный и любимый многими заполярный артист. С интересом подходит к воплощению различных творческих экспериментов, регулярно выступает  с другими исполнителями – как в Мурманской области, так и за ее пределами. «Люблю музыку во всех ее проявлениях», – заявляет пианист.
   Петр окончил Петрозаводскую консерваторию и аспирантуру. 
Пробовал себя в композиции. Со временем увлечение переросло во вторую профессию. В настоящее время работает в Мурманском областном театре кукол, пишет музыку к спектаклям, участвует в творческих проектах театра.
С  2010г. сотрудничает с областной филармонией, активно участвует в различных музыкальных проектах, в том числе международных. Лауреат 1 международного конкурса «Звездный континент»(2012).
Эндрю Тайсон, фортепиано (США)
При поддержке  консульства США в Санкт-Петербурге
 
Программа сольного концерта 
 
И.С. Бах
Партита №1 Си-бемоль мажор BWV 825
Л. ван Бетховен
Соната№ 26, Ми-бемоль мажор, ор. 81a («Прощальная»)
Ф. Шопен
Баллада №3 Ля-бемоль мажор, ор. 47
 
ПЕРЕРЫВ
Дж. Гершвин
7 песен из сборника «18 песен в транскрипции для фортепиано»
Суони
Никто кроме тебя 
Сделай это снова
Захватывающий ритм
Лиза – тучи разойдутся!
В ритме
Человек, которого я люблю
 
М. Равель
Отражения
Ночные бабочки
Печальные птицы
Лодка в океане
Утренняя серенада шута
Долина колокольных звонов
 
Эндрю Тайсон – победитель Международного конкурса имени Джины Бахауэр и Young Concert Artists International Auditions – 2011, обладатель множества почётных титулов и наград, в том числе Terence Judd – Halle Orchestra Prize, John Browning Prize, премий Brownville Concert Series и Международного конкурса в Лидсе. 
Блестящий пианист и тонкий интерпретатор, один из самых известных американских артистов нового поколения, названный критиками BBC Radio «подлинным поэтом фортепиано», активно гастролирует в США, Великобритании, Германии, Австрии, Южной Корее, Австралии, Японии, Азербайджане, Латвии и многих других странах, выступая как сольно, так и с ведущими оркестрами и камерными ансамблями.
В России молодой артист впервые выступил в январе 2014 года в рамках Международного фестиваля искусств «Арт-ноябрь», представив публике сольную программу и концерты В. А. Моцарта для клавира с оркестром в Большом зале Московской консерватории и в Московском международном доме Музыки.
Российский дебют Эндрю Тайсона вызывал восторженные отзывы публики, коллег по фортепианному цеху и ведущих московских критиков – и немедленное приглашение выступать в России вновь.
Летом 2015 года Эндрю Тайсон стал триумфатором престижного международного конкурса пианистов имени Гёзы Анды в Цюрихе, завоевав первую премию, приз зрительских симпатий и награду за лучшее исполнение концерта Моцарта. Безоговорочная победа дала новый импульс карьере музыканта: наградой победителю стали более 100 европейских ангажементов от Фонда Гёзы Анды.
 
Из интервью:
Э. Т. – Мой родной город Дюрхайм (Durham). Родители не музыканты. В России есть выражение -  «белая ворона», в Америке - «черная овца». В своей семье я «черная овца» - первый стал профессиональным музыкантом. Моя мама в юности брала уроки фортепиано в колледже,  но это не было ориентированием на профессию. Это было изучение искусства в рамках других учебных предметов. Тем не менее, она хотела, чтобы её дети были знакомы с игрой на фортепиано. Первой начала заниматься музыкой моя старшая сестра. Я слушал её и пытался что-то имитировать на инструменте. Потом, также как  сестра, стал заниматься музыкой дополнительно к другим предметам. Серьезно, увлеченно учиться игре на фортепиано, стал в пятнадцать лет, после того, как побывал на музыкальном фестивале и прослушал большое количество  концертов. Именно тогда пришла сумасшедшая идея стать профессиональным пианистом. В 19 лет я поступил в институт музыки Кёртиса (по- русски, колледж), где проучился пять лет у Клодта Фрэнка. Затем четыре года обучался в знаменитой Джульярдской школе  у Роберта Макдональда (в этой школе учился Ван Клиберн), получив степень магистра и диплом артиста. 
… Э. Т.  – Моё хобби – шахматы. Но я  не столько игрок, сколько их обожатель. Я много читал о советской шахматной школе. Знаменитые Михаил Таль, Тигран Петросян… Их стиль игры совершенно уникален, так же как у больших артистов. Я нахожу  в шахматных партиях столько же интересных характеров, как и в музыкальных произведениях. 
Программа концерта
1 отделение
Леклер - Соната для двух скрипок
Глиэр - Дуэты для двух скрипок
Венявский - Два каприса для двух скрипок
2 отделение
Прокофьев - Соната для двух скрипок
Изаи - Соната для двух скрипок
 
 
Карэн Шахгалдян - один из самых заметных музыкантов современной России. Закончил Московскую консерваторию в классе профессора Виктора Третьякова и аспирантуру у Майи Глезаровой. Участвовал в мастер-классах Иегуди Менухина, Владимира Спивакова, Григория Жислина, Евгении Чугаевой. Лауреат конкурса Пабло Сарасате в Памплоне. 
Несколько лет был артистом оркестра "Виртуозы Москвы" под руководством Владимира Спивакова. Выступал в таких залах, как Carnegie Hall в Нью-Йорке, Большой зал консерватории в Москве, Royal Festival Hall в Лондоне, Musikverein в Вене, Laeizhalle в Гамбурге, Purcell Room в Лондоне, Suntory Hall в Токио. Посетил с концертами более 200 городов в таких странах, как США, Китай, Германия, Австрия, Япония, Австралия, Великобритания, Южная Корея, Испания, Италия, Чехия, Швейцария, Швеция, Латвия, Литва, Грузия, Молдова, Армения и Россия. 
С 2006 года скрипач Трио имени Хачатуряна.
 
Ксения Гамарис окончила МССМШ им.Гнесиных, училась у Н.М.Фихтенгольц и Т.С.Беркуль, затем окончила Московскую Государственную консерваторию и аспирантуру Московской консерватории под руководством выдающегося скрипача, профессора Эдуарда Грача.
Победитель и Лауреат международных конкурсов: Дварионаса (Литва, Специальный приз и 1 премия), Tanbridge Wells (UK, специальный приз), Kloster-Shontal (Германия, специальный приз и 1 премия), Ямпольского (Россия, 2 премия)
Неоднократно была участником мировых престижных музыкальных фестивалей, таких как Festival Semains Musicales de Tur France, Sion-Valais (Switzerland), Keshet-Eilon (Israel), Bemus (Belgrade), Дягилевский Фестиваль (Россия), Ruhrtriennale (Germany), Festival Geminiani (Italy), Budva-Theatre, Kotor-Art (Montenegro), "Звезды Планеты" (Россия), "Русская Зима", а также принимала участие в фестивалях “Дни Российской культуры” в Хорватии, Македонии, Сербии и Черногории, Кипре, Китае, Вьетнаме и Франции.
Представляла Россию от UNESCO в Австрии и Иордании.
С 1993 года успешно ведет концертную деятельность в странах Европы,  (Англии, Австрия, Германия, Великобритания, Италии, Франция, Швейцария, Хорватия, Македония, Сербия и Черногория итд..), Азии ( Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Филлипины ) Мексике и России, выступая на самых престижных концертных площадках мира, таких как, БЗК, МЗК, Сантори Холл Токио, Ицуми Холл Осака, Метрополитен Опера Сити холл Токио, Моцартеум Зальзбург итд., и сотрудничала с такими выдающимися музыкантами  как Ш. Минц, В. Данченко, Р. Шнайдер, Ф. Андриевский, Я. Клесс, И. Гендель, Т.Курентзис, В. Дударова, Э. Грач, А. Эшпай, В. Чапек, А. Ведерников, М. Горенштейн, Д. Пехливаниан, И. Голан, Н. Петров, В. Спиваков.
С 1999 года была солисткой Московской Государственной Академической Филармонии.
Записала несколько саундтреков к отчественным кинофильмам, сотрудничая с А.Прошкин, Э.Артемьев, Д.Селипанов и др., имеет записи на телевидении и радио, сольные CD.
В 2006 году была приглашена на популярное классическое музыкальное Телешоу Азии "Dainei no nai Ongakukai", где выступала в программе “Young Talented Beautiful Artists of New Generation” наряду с David Garrett, Katherine Jenkins и Angela Giorgio, А также была представлена на презентациях Cartier “Caresse d'orchidОes” par Cartier в Токио, HUGO BOSS в Германии и PRADA v Черногории.
С 2012 по 2015 года Ксения Гамарис первая скрипка струнного квартета им. С.В. Рахманинова.
С сезона 2015 года Ксения новый лидер Московского струнного квартета RUSQUARTET.
Ансамбль средневековой музыки Drolls совместно с Мурманским камерным хором Amadeus представляет программу "Cantigas", в которую вошли образцы испанской музыки XIII-XIV веков. В программе прозвучат произведения из двух знаменитых сборников Cantigas de Santa Maria и Llibre Vermell. 
Ансамбль средневековой музыки Drolls был основан в 1999 году студентами Петрозаводской государственной консерватории. В послужном списке ансамбля сотни выступлений на сценических площадках России, Польши, Финляндии, Беларуси, Чехии. Drolls принимал участие в многочисленных международных фестивалях фолк-музыки и средневековой культуры. Ансамблем записано и издано 6 альбомов. Уникальный инструментарий ансамбля насчитывает свыше трех десятков копий старинных инструментов.
Партия органа Мария Лебедева, С.-Петербург 
Чтец - музыковед Светлана Бобрицкая
 
В 1936 году, вскоре после возвращения в СССР из многолетней эмиграции, Сергей Прокофьев познакомился с Наталией Сац, руководившей Центральным детским театром в Москве. Вместе с семьей композитор охотно посещал этот театр. Наталия Сац, молодой режиссер, предложила Прокофьеву сочинить произведение для своих маленьких театралов. Прокофьев заинтересовался и в короткий срок придумал знаменитую историю про Петю и волка. 
Сказка «Петя и волк» имеет подзаголовок «симфоническая». Каждому персонажу присвоен определенный тембр и лейтмотив. Главного героя – Петю – представляют смычковые струнные инструменты, прежде всего, скрипки. Его лейтмотив напоминает пионерский марш: ведь Петя – пионер. Птичка – это, конечно, флейтовые пассажи в высоком регистре. За Утку «крякает» гобой. Бархатистый тембр кларнета изображает грациозную Кошку. Дедушку сопровождает фагот. У страшного Волка – минорный лейтмотив в исполнении трех валторн. Охотники появляются в сопровождении литавр, а их выстрелы изображает большой барабан. В финальном шествии звучат духовые инструменты. Таким образом, слушая сказку, дети получают увлекательный и полный юмора урок инструментоведения. 
Сюжет сказки, которую детям рассказывает чтец, доступен даже самым маленьким слушателям. Как положено сказочному герою, Петя понимает язык животных. Кроме того, он – настоящий пионер, а значит – «всем ребятам пример»: хороший товарищ, смел, находчив, справедлив и добр. Ранним утром Петя выходит на лужайку, наблюдает спор Птички с Уткой, предостерегает их от опасности, видя крадущуюся Кошку. Появляется Дедушка; он ворчит и уводит внука: ведь неподалеку бродит Волк. Волк действительно тут как тут, и Утка оказывается у него в животе. Смекалистый Петя с помощью Птички ловит Волка за хвост с помощью веревки, переброшенной через дерево. Как это бывает в историях про героев, помощь от стражей порядка – Охотников – приходит тогда, когда дело уже почти сделано. Остается только связать Волка. Финал оптимистичен, победители проявляют милосердие к поверженному врагу (Петя не позволяет убить Волка, зверя уводят в зоопарк), и даже Утка остается жива: из волчьего живота раздается ее покрякивание. 
Первое исполнение сказки несколько разочаровало: дневной филармонический концерт прошел незамеченным. Но в дальнейшем, когда роль чтеца стала исполнять сама Наталия Сац, сказка неизменно пользовалась огромным успехом. Наталия Сац сначала рассказывала детям об инструментах, показывала их, представляла персонажей и лейтмотивы, а затем уже читала текст сказки: «…отхожу в сторону и уже из “знакомящей тети Наташи” превращаюсь в исполнителя сказки, говорю негромко, как бы предчувствуя первые звуки музыки Прокофьева — главное сейчас музыка». Много позже, уже в 1970-м, радиоспектакль «Петя и волк» в исполнении Наталии Сац и Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова был записан на пластинку; эта «классическая» запись доныне широко известна. Помимо нее, существует множество других записей «Пети и волка»: сочинение остается одним из самых востребованных по всему миру. Сказку «проходят» в школах в России и за рубежом, уже снято несколько мультфильмов на ее материале, к ней придумывали продолжения, ее пародировали, переиначивали, обрабатывали в самых разных стилях. 
Христина Стрекаловская
 
В нашем концерте все оркестровые партии исполняются на органе!
Исполнители:
Людмила  Лаврентьева (сопрано)
Андрей  Макаров (баритон)
Елена Уварова  - (мимическая роль)
 
Камерный оркестр "Баренц-камерата" 
Дирижер Андрей Скороходов
 
Партия клавесина -  Роман Рудометов 
Режиссер - постановщик - Елена Уварова
 
Дж.-Б. Перголези считается родоначальником жанра комической оперы (opera-buffa). «Служанка-госпожа» - это исторически первая комическая опера, положившая начало развитию этого направления не только в Италии, но также во Франции и других странах Европы. Оперу отличает живость действия, простая музыка, интонационно близкая народным итальянским песням, меткие музыкальные характеристики. В наше время произведение не теряет своей актуальности, к нему обращаются многие музыкальные театры. 
 
Действующие лица:
 
ДОКТОР УБЕРТО, холостяк (бас)
СЕРПИНА, его служанка (сопрано)
ВЕСПОНЕ, его слуга (мимическая роль)
 
Время действия: XVIII век.
Место действия: Неаполь.
Первое исполнение: Неаполь, театр «Сан-Бартоломео», 28 августа 1733 года.
 
В XVIII веке между действиями opera seria (итал. - серьезная опера, своего рода высокая трагедия с присущей ей определенной монотонностью), было принято вносить разнообразие посредством intermezzo  - коротких музыкальных представлений в жанре низкой комедии, для которых требовалось всего лишь два певца - сопрано и бас - и порой актер-мим.
«Служанка-госпожа» была написана, чтобы служить именно таким intermezzo для трехактной оперы самого же Перголези «Гордый пленник».
Подобно пяти другим opera seria, которые Перголези сочинил за четыре года своей карьеры оперного композитора, «Гордый пленник» провалился. А вот «Служанка-госпожа» имела огромный успех. 
Мелодии оперы простые и веселые, а ее перипетии и характеры, рожденные непосредственно комедией XVIII века, не только очень доходчивы, но и необычайно реалистичны. Так родилась музыкальная форма, получившая известность как opera buffa, у которой оказалась долгая и почетная история.
   
ИНТЕРМЕЦЦО I
У Уберто, респектабельного неаполитанского доктора, двое слуг — прелестная девушка по имени Серпина и немой Веспоне. Уберто в сердцах жалуется, что девушка не несет ему завтрак (шоколад). Когда слуги входят, он пытается прочитать им обоим нотацию, считая их невнимание к нему преднамеренным. Серпина не только не просит прощения, но и парирует каждый упрек Уберто. Шоколад не был приготовлен — ну и что? Хозяин благополучно обойдется без него. Это заставляет Уберто спеть его первую арию «Sempre in contrasti» («Всегда наперекор»), в которой он продолжает жаловаться, но уже демонстрирует некоторую слабость, чем не упускает тут же воспользоваться Серпина. Она запрещает ему покидать дом, даже угрожает запереть дверь, а когда он сетует, что у него от нее болит голова, она исполняет арию «Stizzoso, mio stizzoso» («Зачем вам так горячиться?»), в которой рекомендует Уберто внять ее совету. Тогда Уберто приказывает Веспоне найти ему жену — назло Серпине. Жена, говорит Серпина, это действительно как раз то, что ему нужно. А кто же может быть лучшей женой, чем она, Серпина? И первая часть оперы кончается дуэтом «Lo conosco а quegli occhietti» («Понимаю я прекрасно»), в котором Серпина убеждает Уберто в том, что он действительно склонен жениться на своей красивой очаровательной служанке, даже если говорит, будто не хочет этого, а Уберто настаивает на том, что она совершенно сошла с ума, коль так думает.
ИНТЕРМЕЦЦО II
Прошло, по-видимому, некоторое время. И вот Серпина приводит Веспоне к себе в комнату, обряжает его в военную форму, прилепляет ему устрашающие усы. Теперь они оба в заговоре против их хозяина. Когда входит Уберто, она прячет своего сообщника за дверью и вступает в разговор с Уберто. Она говорит ему, что поскольку он отказывается жениться на ней, а она должна соблюдать свои собственные интересы, она обручилась с другим. Его имя — капитан Темпеста (по-итал. — «Буря»), и у него ужасный характер. Это поначалу успокаивает Уберто: опасность женитьбы на служанке миновала, и, когда она поет ему сентиментальную арию о том, как когда-нибудь он вспомнит о ней с любовью («А Serpina penserete» — «Знаю я, вам скучно будет»), его сердце тает. Он соглашается встретиться с этим грозным воякой. И пока Серпина уходит, чтобы привести своего «жениха», Уберто признается публике, что ему искренне жаль бедняжку. К тому же имеется одно тревожное для Уберто обстоятельство: из слов Серпины ясно, что ее жених требует от него огромного приданого — четыре тысячи крон, в противном случае он грозит, что Уберто не поздоровится. Уберто опасается за свой капитал. Является Темпеста-Веспоне. Получивший обстоятельные наставления Серпины, как себя вести и что делать, он исполняет свою роль просто великолепно. Он грозно врывается в дом (не произнося ни слова) и дает понять Уберто (через Серпину), что требует приданого в четыре тысячи крон. Если он не получит его, то откажется жениться на девушке и, более того, тогда сам Уберто должен будет на ней жениться. Когда же Веспоне делает угрожающие жесты и начинает теснить Уберто, тот сдается. Оказывается, он и сам не прочь жениться на Серпине — она миловидна, да и денежки останутся целы. Защищая Серпину, он предлагает ей руку — как в прямом, так и в переносном смысле. Теперь Веспоне снимает свой наряд и обнаруживает, кто он на самом деле. Но Уберто больше не может на него сердиться. Наоборот, он соединяется со своей невестой в прелестном дуэте «Perte io ho nel core» («Что в сердце ощущаю»), в котором они поют о том, как счастливы их сердца (которые бьются, как они говорят, в ритме слов: tippiti, tippiti и tappata, tappata), и который завершается двумя изящнейшими и красноречивейшими фразами:
Серпинa: Oh, caro, caro, caro! («О милый, милый, милый!»).
Уберто: Oh, gioia, gioia, gioia! («О радость, радость, радость!»).
Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

bil