Программа концерта

I отделение

  • Гайдн Дивертисмент Es-dur
  • Шостакович Соната для альта и фортепиано (переложение для виолончели с оркестром). Солист — Сергей Суворов (виолончель)

II отделение

  • Чайковский Секстет «Воспоминание о Флоренции» (версия для оркестра А. Рудина)

МДМ Банк представляет Всероссийскую концертную программу.

Московский камерный оркестр MUSICA VIVA - был создан в 1978 году во Владимире скрипачом и дирижером Виктором Корначёвым. С 1988 года им руководит известный виолончелист, пианист и дирижер Александр РУДИН .

На сегодняшний день оркестр «Musica viva» - один из самых востребованных камерных коллективов столицы, которому подвластны все стили и жанры: от музыки эпохи барокко до современных композиторских новаций и джаза. «Царство поющих скрипок, прозрачная фактура, безупречное чувство ансамбля, идеальное взаимопонимание дирижера и коллектива», - так охарактеризовал игру «Musica viva» обозреватель газеты «Новые известия».

Отличительной особенностью творческой жизни оркестра «Musica viva» является последовательно проводимый курс на исторически корректное исполнение музыкальных произведений и представление публике малоизвестных или вовсе не известных сочинений. Среди множества уникальных проектов в этой области стал концерт «Классик-кавалькада» (ноябрь 2005 года), на котором впервые в России все участники оркестра играли на исторических инструментах времен Гайдна и Бетховена. В разные годы в исполнении оркестра впервые прозвучали неизвестные сочинения  И. К. Баха, А. Сальери, Р. Шумана, И.-М. Крауса, К. Ф. Э. Баха, И. Плейеля, О. Козловского, К. Диттерсдорфа, Я. Л. Дюссека, Р. Фолькмана, А. Эберля и других композиторов. Впервые за многие годы в Большом зале консерватории целиком прозвучала оратория Й. Гайдна «Сотворение мира» (2007). Исполнение ее оркестр приурочил к 175-летию со дня рождения композитора.

С 1998 года концерты именного абонемента «Musica viva» в Большом зале московской консерватории  не только радуют слушателей необычными и интересными программами, но и знакомят с мировыми знаменитостями, никогда ранее не выступавшими в России. Среди них — английские дирижеры Кристофер Хогвуд, Сэр Роджер Норрингтон.

Постоянными сценическими партнерами оркестра являются признанные во всем мире исполнители, такие как Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Денис Мацуев, Николай Петров, Борис Березовский, Алексей Любимов, Сергей Стадлер,  Андраш Адориан (флейта, Германия), Изабель Фауст (скрипка, Германия), Руль Дильтинс (виолончель, Бельгия) и другие артисты.

Коллектив много гастролирует как в России, так и за рубежом,  часто выступает в Турции, Финляндии, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, Испании, Словении, на Тайване и других странах, участвует во многих  международных музыкальных фестивалях.

Оркестр «Musica Viva» организует цикл концертов камерной музыки под названием «Музыкальные собрания в доме Третьяковых», а с 2000 года в этом же зале Третьяковской галереи проводит международный музыкальный фестиваль камерной музыки. Восьмой фестиваль, состоявшийся в апреле 2007 года,  был посвящен 200-летию со дня рождения великого русского художника Александра Иванова.

Оркестром записано более 20 CD, в том числе на фирмах «Русский сезон» (Москва-Париж), «Олимпия» (Лондон), «Тюдор» (Швейцария), «Мелодия» (Россия). Серия компакт-дисков «Музыкальные собрания в доме Третьяковых» включает в себя «живые» записи фестивальных концертов.

Александр Рудин   — один из самых ярких представителей отечественного музыкального искусства конца XX-XXI веков. Виолончелист с мировым именем, дирижер, сотрудничающий как с симфоническими, так и с камерными оркестрами, пианист, выдающийся ансамблист, профессор Московской консерватории, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений, составитель уникальных тематических циклов, —  во всех этих творческих ипостасях Александр Рудин реализует себя с одинаковым успехом. Он  принадлежит к новому типу российских исполнителей —  типу музыкантов-универсалов. Но даже в ряду своих прогрессивных коллег Александр Рудин предстает личностью неординарной:  разносторонне одаренной, с удивительной интенсивностью работающей в самых разных сферах музыкального искусства и вместе с тем — очень цельной и органичной. В своем творчестве исполнитель строго следует избранному пути — пути поисков и экспериментов в русле чистой академической традиции. «Музыка существует не на «бис», — считает Александр Рудин. —  Ее нельзя низводить до уровня развлечения».
В 1983 году Александр Рудин окончил ГМПИ им. Гнесиных (ныне РАМ музыки им. Гнесиных) по классу виолончели Льва Евграфова и классу фортепиано Юрия Понизовкина,  в 1989 году завершил обучение в Московской консерватории по классу дирижирования Дмитрия Китаенко. Еще во время учебы исполнитель стал лауреатом самых престижных, существовавших на тот момент европейских конкурсов: И. С. Баха в Лейпциге (1976), Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982), тем самым блестяще начав свою артистическую карьеру.
Сегодня А. Рудин — один из самых востребованных музыкантов как в России, так и за рубежом. Он выступает с самыми известными коллективами, является участником престижных международных фестивалей.
А. Рудин — Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии, лауреат Премии Правительства Москвы, профессор Московской консерватории, художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра «MusicaViva».
Интерес к мало известной или вовсе неизвестной музыке и новому звучанию произведений, являющихся своего рода классическими «шлягерами»,  - сочетание, характерное для большинства концертных программ исполнителя. Благодаря любви А. Рудина к забытым страницам музыкальной истории, московские слушатели впервые услышали много новых сочинений, в том числе «Фантазию на русские темы» для виолончели с оркестром К. Давыдова, виолончельные концерты А. Крафта, Ж.-Б. Триклира, И. Фациуса, Р. Фолькмана, Первый виолончельный концерт А. Дворжака. Вместе с Московским камерным оркестром «Musica Viva», который он возглавляет с 1988 года, московской публике впервые в современной России были представлены произведения Ф. Э. Баха, А. Сальери, И. Плейеля, Я. Дюссека, К. Диттерсдорфа, О. Козловского, В. Пашкевича, А. Алябьева и др.
Будучи музыкантом, получившим традиционное академическое образование, Александр Рудин в свое время увлекся аутентичным исполнением старинной музыки, со временем придя к естественному синтезу обоих направлений. В своей сегодняшней концертной практике А. Рудин совмещает игру на современном инструменте и на виоле-да-гамба, играет как в традиционной манере музыку романтиков, так и «исторически корректно» произведения эпохи барокко и шедевры классиков. «Аутентичная» линия работы с оркестром вылилась в сотрудничество с целым рядом мировых знаменитостей, известных специалистов в этой области. По приглашению А. Рудина оркестром в Москве дирижировали  выдающиеся британские дирижеры Кристофер Хогвуд и Роджер Норрингтон (сэр Роджер приезжал дважды).
Значимую часть репертуара А. Рудина составляют произведения современных авторов — А. Головина, В. Сильвестрова, В. Артёмова. А. Рудин является первым исполнителем написанных специально для него сочинений, в частности  «Вариаций на тему Шуберта» Эдисона Денисова (у него А. Рудин учился оркестровке). Премьеру сочинения Андрея Головина «Восемь стихотворений графа Василия Комаровского» Александр Рудин вместе с сопрано Младой Худолей представил в Москве в качестве дирижера, встав за пульт БСО им. Чайковского (в той же программе прозвучали Три мелодекламации Антона Аренского и редко исполняемая Третья симфония Мясковского).
Педагогическая деятельность А. Рудина связана с Московской консерваторией. Он преподает камерный ансамбль, считая, что именно в этой сфере может дать студентам больше, чем обучая их «специальности». Помимо этого, А. Рудин дает мастер-классы по всему миру, а также сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (со студенческим оркестром Московской консерватории, молодежным оркестром Екатеринбурга и др.)
В области звукозаписи исполнителем выпущено несколько десятков дисков. Знаковыми работами можно назвать записи шести сюит для виолончели соло И. С. Баха (Naxos), записи виолончельных концертов Ж.-Б. Триклира, Концерта для виолончели Н. Мясковского. «Григ-альбом» знакомит слушателей с А. Рудиным — не только дирижером и виолончелистом, но и мастером оркестровки. На диске представлены камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии А. Рудина. В числе последних работ — пластинки из произведений А. Алябьева, А. Черепнина,  а также live-альбом — запись концерта из Большого зала консерватории, в котором исполнялись Третья симфония Бетховена и виолончельный концерт А. Крафта.

Официальный сайт оркестра MUSICA VIVA http://musicaviva.ru.

Добавить отзыв

bil