Проект осуществлен при финансовой поддержке

Генерального консульства Королевства Норвегия в г. Мурманске

БАЛ — МАСКАРАД

(Un Ballo in Maschera)

Мелодрама в трех действиях; либретто А. Соммы по драме Э. Скриба «Густав III, или Бал-маскарад».

Первая постановка: Рим, театр «Аполло», 17 февраля 1859 года.

Действующие лица и исполнители:

Густав III                                              Хенрик Ингельсвикен

Граф Холберг                                       Тронд Халстейн Му

Амелия                                                 Рагнхилд Серенсен

Мадемуазель  Ульрика Арвидсон           Ульрика Тенстам

Отто                                                    Сильвия Мой

Граф Горн                                            Тронд Гюдевольд

Капитан  Анкарстрем                             Кетил Хугас

Матс, матрос                                         Мадс Вигус

Епископ                                                Ян Эрик Филан

Опера «Бал-маскарад» повествует об убийстве короля Швеции Густава III в 1792 году членами королевского двора. В 1858 году, когда Верди писал «Бал-маскарад», итальянец Ф. Орсини покушался убить Наполеона III за его предательство по отношению к Италии. Поэтому австрийская цензура категорически запретила изображение на сцене цареубийства. Композитора вынудили переписать либретто и переместить действие в Бостон, на Восточное побережье Америки, поскольку монархии там никогда не существовало и, следовательно, не могли возникнуть нежелательные ассоциации. Верди пошел на эту переделку скрепя сердце, ради того, чтобы спасти оперу. Странно, что он не вернулся к оригинальному варианту, когда это стало возможным по политическим причинам.

В настоящее время в музыкальном мире исполняются обе версии.

Действие первое

Сцена 1

15 марта 1792 года. Королевский дворец в Стокгольме. Утренняя встреча Густава III с членами королевского двора. Среди присутствующих — граф Горн и капитан Анкарстрем, планирующие убийство короля. Их недовольный ропот смешивается со всеобщим восхвалением Густава. Паж Оскар приносит  список приглашенных на бал-маскарад. Король видит имя Амелии — жены своего  друга графа Холберга, в которую он тайно влюблен, и предается мечтам. Граф, не подозревающий о чувствах короля, рассказывает ему о заговоре и отговаривает от участия в маскараде, но тщетно. Появляется епископ. Он требует, чтобы известная гадалка Ульрика Арвидсон была изгнана из страны. Но Густав не воспринимает его слова всерьез и подсмеивается над ними. Ему приходит в голову идея вместе с придворными инкогнито посетить гадалку в тот же день.

Сцена 2

Сеанс у гадалки Ульрики Арвидсон. Появляется переодетый Густав. Он ждет, пока Арвидсон гадает матросу Матсу. Она предсказывает, что матрос получит работу и деньги. Король слышит слова гадалки и решает подыграть: незаметно подкладывает в карман Матса деньги. Таким образом, гадание тотчас сбывается! В этот момент слышатся торопливые шаги — это Амелия пришла с надеждой получить зелье, которое избавило бы ее от преступной страсти к королю. Густав понимает, что его чувства взаимны, и из своего укрытия внимательно прислушивается к советам гадалки. Ульрика велит Амелии пойти ночью на пустырь, где совершаются казни, и нарвать там волшебную траву. Как только молодая женщина уходит, появляются придворные и переодетый моряком король. Он развлекает всех своим необычным видом и просит гадалку предсказать ему судьбу. Ульрика сообщает ему о скорой смерти. Убийцей станет тот, кто первым пожмет ему руку. В этот момент входит  Холберг, узнает короля и приветствует его пожатием руки. Преданный друг не может быть убийцей! Придворные с радостью убеждаются в лживости ужасного предсказания.

Действие 2

Сцена 1

Полночь, пустынное поле, луна освещает силуэты виселиц. Амелия, преодолевая страх, ищет траву, которая поможет ей залечить сердечную рану. Неожиданно появляется Густав. Он объясняется Амелии в  любви и добивается ответного признания. Их идиллию нарушает Холберг. Он предупреждает короля о приближении заговорщиков и убеждает его бежать, обещая сопроводить  даму под вуалью в безопасное место. Король уходит. Но Холберг и Амелия не успевают скрыться, их окружают  заговорщики.  Разочарованные тем, что приняли за короля его друга, они вынуждают Амелию снять вуаль. Ошеломленный при виде собственной супруги, высмеянный, Холберг горит жаждой мщения. Он присоединяется к Горну и Анкарстрему и договаривается с ними о встрече у него дома на следующее утро.

Сцена 2

Кабинет в доме Холберга. Граф в ярости от измены самых близких ему людей, он угрожает жене смертью, но вскоре понимает, что мстить должен не ей. Приходят Горн и Анкарстрем. Трое заговорщиков в присутствии Амелии решают тянуть жребий, кому произвести выстрел. Он  падает на Холберга...

Графиня в смятении ищет способ предотвратить несчастье. Паж Отто входит с приглашениями на королевский бал-маскарад.

Действие 3

Сцена 1

Король в своем кабинете в Опере. Его волнует отсутствие Холберга и каких-либо известий о том, как закончилось ночное происшествие. Понимая, что их с Амелией любовь не имеет будущего и расставание неизбежно, он подписывает приказ о назначении друга на высокий пост в Финляндии. Грустные предчувствия теснят его душу. В это время паж приносит  анонимную записку, предупреждающую короля о готовящемся на него покушении. Но Густав в отчаянии бросает вызов судьбе и отправляется на бал.

Сцена 2

Из зала доносится музыка.  Гости танцуют и веселятся. Горн и Анкарстрем, смешавшись с толпой гостей, пытаются отыскать свою жертву. Холбергу удается выведать у пажа, под какой маской скрывается король, и ловушка вот-вот готова захлопнуться.  Густав спешит увидеть свою возлюбленную, чтобы сообщить о предстоящей разлуке и проститься с ней навсегда. Влюбленные так взволнованы встречей, что не замечают приближения убийцы. Секундное колебание Холберга заставляет Анкарстрема сделать роковой выстрел. Среди всеобщего замешательства смертельно раненый король клянется в невинности Амелии и в том, что не оскорбил чести и достоинства графа. Он умирает, прощая своих убийц. 

Добавить отзыв

bil