Государственный академический камерный оркестр России

Художественный руководитель и дирижер Заслуженный артист России Алексей Уткин.

Прграмма концерта

I отделение

1. Гайдн. Симфония 44 ми минор

2. Ф. Доплер. Венгерская фантазия для флейты с оркестром

II отделение.

1. Дворжак. Серенада для струнного оркестра ми мажор, соч. 22

2. Гайдн. Концерт для гобоя

Дирижер: Владислав Белинский

Солисты: Мария Чепурина (флейта)

Алексей Уткин (гобой)

Государственный академический камерный оркестр России Государственный академический камерный оркестр России (Московский камерный оркестр) был создан в 1957 году в Московской филармонии известным альтистом, скрипачом и дирижером Рудольфом Баршаем и стал первым в СССР камерным коллективом подобного рода. В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году получил звание «академический». Оркестр сразу же завоевал признание публики в нашей стране и за рубежом, обрел обширный репертуар. Помимо исполнения произведений русской и зарубежной классики, ХХ века (ряд из них был впервые сыгран в СССР), коллектив неустанно пропагандировал музыку современных отечественных композиторов: Револя Бунина, Моисея Вайнберга, Александра Локшина, Юрия Левитина, Георгия Свиридова и др. Многие из них создавали музыку специально для Московского камерного оркестра. Дмитрий Шостакович посвятил ему Четырнадцатую симфонию.

После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году, оркестром руководили Игорь Безродный (1977-81), Евгений Непало (1981-83), Виктор Третьяков (1983-90), Андрей Корсаков (1990-91). С 1991 по июль 2009 коллектив возглавлял американский пианист и дирижёр Константин Орбелян. С 2010 года художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин.

Сегодня ГАКО является одним из ведущих камерных оркестров России. Его обширный репертуар включает произведения всех эпох и стилей. Ежегодно оркестр дает около 100-150 концертов, значительную часть из них — за рубежом, на самых престижных сценах: «Консертгебау» (Амстердам), «Альте опер» (Франкфурт), «Шаушпильхаус» (Берлин), «Куин Элизабет-холл» (Лондон), «Салле Плейель» (Париж), «Карнеги-холл» (Нью-Йорк), «Дэвиз холл» (Сан-Франциско), «Сантори-холл» (Токио) и др. Оркестр побывал на всех континентах: в США и Канаде, Европе (Великобритания, Германия, Голландия, Италия, страны Скандинавии, Франция, Швейцария и др.), Японии, Юго-Восточной Азии, ЮАР. Коллектив представлял Россию на грандиозном Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995), на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

За полвека творческой деятельности оркестра с ним выступали легендарные музыканты: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Мстислав Ростропович, Тимофей Докшицер, Ольга Эрдели, Ирина Архипова, Зара Долуханова, Николай Гедда. Сегодня среди постоянных партнеров коллектива — пианист Николай Петров, скрипачи Илья Груберт, Григорий Жислин, виолончелистка Нина Котова, флейтисты Джеймс Голуэй, Патрик Галуа, саксофонист Федерико Мондельчи и многие другие.

Особая страница современной истории оркестра — выступления и записи с замечательными вокалистами: Роберто Аланьей, Галиной Горчаковой, Аракс Давтян, Эвой Подлесь, Сондрой Радвановски, Рене Флеминг, Дмитрием Хворостовским.

Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и компакт-дисках, включающая самый широкий репертуар — от старинных арий и музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирме «Мелодия», а в новейшую эпоху — на фирмах Сhandos, Philips и др. К 50-летнему юбилею коллектива на студии Delos выпущена серия компакт-дисков, состоящая из почти 30 альбомов.

В филармоническом сезоне 2010-2011 Государственный академический камерный оркестр России представляет персональные абонементы в Концертном зале им. П. И. Чайковского (№ 31), Концертном зале РАМ им. Гнесиных (№ 75 «Звезды XXI века» и № 76) и в Концертном зале «Оркестрион» («Классика в субботу вечером»). Оркестр примет также участие в ряде других абонементов Московской филармонии в Зале им. Чайковского («Bravissimo!», «Третьяковская галерея», «Классика — это классно!»), Малом зале консерватории («Иоганн Себастьян Бах»), залах РАМ им. Гнесиных («Сказки для всех», «Истории музыкальных мистификаций»), «Оркестрион» («Киносеансы», «Улыбайся. Не горюй и не бойся»). За дирижерский пульт, помимо Алексея Уткина, встанут Евгений Бушков, Александр Барклянский, Феликс Коробов, Максим Емельянычев, Владислав Белинский, Алексей Богорад. Среди солистов — Михаил Петухов, Хироко Иноуэ, Валерий Гроховский (фортепиано), Татьяна Гринденко, Андрей Повер, Дмитрий Смирнов (скрипка), Сергей Антонов, Игорь Ситников (виолончель), Мария Алиханова, Мария Чепурина, Николай Попов (флейта), Татьяна Осколкова (арфа), Виктор Сыч (маримба), Артем Дервоед (гитара), Паоло Грацци (барочный гобой), оркестр Pratum integrum, «Копельман-квартет», юные исполнители. В программах — музыка пяти столетий: Корелли и Альбинони, Вивальди и Телеман, Бах и его сыновья, Гендель и Гайдн, Моцарт и Сальери, Шуман и Шопен, Россини и Р. Штраус, Глинка и Чайковский, Дворжак и Брух, Бриттен и Барбер, Шостакович и Вайнберг, Бернстайн и Тавенер, Пайбердин и Броннер…

Алексей Уткин

Гобой — один из самых капризных и своенравных инструментов, но в руках Алексея Уткина он отличается образцовым послушанием. Концертирующих гобоистов в наше время мало, это редкое амплуа. Проблемы, связанные с техникой игры, Уткину неизвестны. Он владеет особыми приемами дыхания, в длинных каверзных пассажах оно кажется бесконечным. Чистота интонации, которой он добивается, феноменальна. Но это не главное в его исполнении. По словам критиков, Уткина волнуют «над инструментальные» проблемы. Решая их, он стал великолепным солистом.

Как музыкант чрезвычайно высокого уровня, Уткин со временем почувствовал, что ему необходим свой коллектив: "Мне приходилось много играть в сопровождении «Виртуозов Москвы». Но всегда казалось, что все можно было сыграть иначе, переделать. Оркестр играл хорошо, и я хорошо, но не совсем так, как я это представлял".

С 2000 г. А. Уткин руководит камерным оркестром «Эрмитаж». В переводе с французского ermitage означает «уединение»: солист уединился с молодыми подопечными, чтобы исполнять музыку так, как он считает нужным. Он также воспитывает учеников в Московской консерватории и продолжает выступать с оркестром «Виртуозы Москвы».

А. Уткин исполняет абсолютно все, что написано для гобоя. Кроме того — собственные транскрипции старинной музыки и сочинений XX века. При этом, вопреки распространенной практике, в переложениях для гобоя он никогда не упрощает партию солирующего инструмента и полностью сохраняет авторские штрихи.

В его репертуаре много барочной музыки, но он не играет на старинном гобое: на ранних инструментах невозможно достичь такой чистоты звучания, которая его устраивает. Вместе с тем, музыка эпохи барокко очень трудна для исполнения на современных инструментах. Современный гобой больше старинного, он менее подвижен, и чтобы играть на нем быстрые барочные пассажи, нужно обладать уникальной техникой.

Уткин играет на гобое F. Loree, который специально для него изготовил прославленный французский мастер Алан де Гурдон. Диапазон инструмента расширен, это увеличивает уникальные возможности исполнителя — например, позволяет ему выполнять транскрипции для гобоя без перемены авторской тональности.

Добавить отзыв

bil