Программа концерта

I отделение

  1. Боккерини Менуэт
  2. Бах Ария
  3. Бах Инвенция фа мажор
  4. Даккен Кукушка
  5. Григ Танец Анитры
  6. Лядов Музыкальная табакерка
  7. Лядов Колыбельная
  8. Мусоргский «Балет не вылупившихся птенцов из картинок с выставки».
  9. Моцарт «Турецкое рондо»
  10. Чайковский Ноябрь из цикла Времена года
  11. Верди Прелюдия из оперы Травиата

II отделение

(с оркестром)

  1. Концерт Вивальди Времена года «Зима»
  2. Массне Размышление («Таис»)  
  3. Сен-санс  «Лебедь» из «Карнавала животных»
  4. Бах Скерцо
  5. Танец феи Драже из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Crystal Trio — уникальный ансамбль, который исполняет разнообразную музыку на особых инструментах из стекла: это стеклянная арфа (Glass Harp), веррофон (Verrophone) и стеклянная пан-флейта, звучащая как бас (Glass Flute). В ансамбле три профессиональных музыканта: Игорь Скляров, Владимир Перминов и Владимир Попрас.

Рассказывает Игорь Скляров:

— Я познакомился со стеклянной музыкой еще в 1998 году. Один мой друг и коллега продемонстрировал мне новый музыкальный инструмент. Он выглядел как… набор хрустальных бокалов. «Разве можно на этом сервизе исполнять музыку?» — подумал  я. Но за внешней простотой скрывалась тайна: проведя пальцем по гладкой стеклянной кромке одного из бокалов, я вдруг услышал необычный — нежный и поющий — звук. Он быстро растаял, оставив после себя ощущение волшебства. Я тронул следующий бокал: звук повторился, но уже другого тона. Бокалы, входящие в набор, были подобраны и отстроены так, что все вместе составляли своего рода хрустальную клавиатуру. Сыграть на ней можно было что угодно — и каждая мелодия, современная или классическая, — приобретала особое, «хрустальное» звучание.

Я был очарован и твердо решил собрать такой инструмент самостоятельно. Ведь его, в отличие от рояля или скрипки, не купить в музыкальном салоне. Несколько недель спустя, проезжая через город Гусь Хрустальный, я зашел на стекольный рынок. Переходя от одного прилавка к другому, я начал извлекать из расставленных на них сервизов звуки — и уже не мог остановиться. Продавцы с самых дальних рядов сбежались посмотреть на чудака, играющего на стаканах. Все несли упаковки: «Поиграй на моих, они лучше!» Когда через два часа я покидал рынок, в моих руках было четыре набора самых «звучащих» бокалов. Они и стали основой моей первой хрустальной гармоники.

Освоить азы игры даже на таком необычном инструменте для профессионального музыканта не составляет труда. Гораздо больше времени и сил нужно на то, чтобы раскрыть характер, душу инструмента. Я узнал, что история инструментов из стекла насчитывает несколько столетий. Когда-то «хрустальными» мелодиями наслаждались при королевских дворах и в закрытых аристократических салонах. Но потом хрустальная гармоника была забыта и лишь в конце прошлого века несколько исполнителей — включая нас — вновь обратились к ней. И самостоятельно, путем проб и ошибок, мы открывали все новые и новые грани этого необычного музыкального инструмента.

И прежде всего, оказалось, что обычные бокалы не дают всей полноты звучания. Но где взять специальные, «звучащие»?.. К счастью, в Германии мы познакомились с великолепным мастером, как и мы, увлеченным музыкой на стекле. Зовут его Саша Реккерт. Именно он стал автором нашей стеклянной арфы, а позже и второго уникального инструмента — веррофона. Забавно было наблюдать за реакцией родных, когда я говорил им, что этот «столовый сервиз» стоит как автомобиль — около пяти тысяч евро. Впрочем, бокалы стоили этих денег: идеально отстроенные, они давали именно тот звук, о котором я мечтал.

То, что мы на правильном пути, подтверждали похвальные отклики слушателей как в России, так и в Европе, в Японии. Нас заметили, нас стали приглашать на концерты и фестивали. И каждое выступление было для нас дополнительным уроком. Мы видели, как звуки хрусталя отражаются в глазах людей, как меняется атмосфера — и вносили изменения в манеру игры, в репертуар. Затем к гласс-арфе и веррофону добавился третий инструмент — стеклянная пан-флейта, дающая приятный басовый звук. Она сделала звучание ансамбля более глубоким, насыщенным.

Вскоре выяснилось, что не мы одни разделяем страсть экспериментов со «стеклянными» звуками. Уже в 2003 году мы приняли участие сразу в двух удивительных проектах. Первый — опера Михаила Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Александра Ведерникова, представленная на сцене Большого театра в Москве. Здесь мы исполнили аутентичные фрагменты, написанные специально для «стекла». Автор следующего проекта — легендарный рок-музыкант Борис Гребенщиков. Для своего альбома «Песни Рыбака» он собирал и записывал по всему миру особые инструменты с неповторимым звучанием, и наши стеклянная арфа и веррофон идеально дополнили этот уникальный звуковой ряд. Позже, в 2006 году рок-музыкант Дэвид Гилмор («Пинк Флойд») пригласил меня для участия в двух концертах, проходивших на площади Сан Марко в Венеции в рамках тура «On An Island». Я исполнил знаменитое «космическое» вступление к знаменитой песне «Shine On You Crazy Diamond» — и оказалось, что стеклянной арфе вполне по силам «прокачать» многотысячную аудиторию рок-концерта. А в конце 2008 года, после целой серии концертных туров и многочисленных выступлений по всему миру мы пришли к новому, долгожданному проекту — концертной программе для хрустальных инструментов с оркестром и хором. Здесь мы смогли реализовать множество своих замыслов и ожиданий; к примеру, именно здесь оригинальное произведение В. А. Моцарта «Адажио и рондо до-мажор для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели» было впервые в России исполнено в оригинальном виде.

Сегодня мы — Crystal Trio. Партии стеклянной флейты исполняет Владимир Перминов, Владимир Попрас — виртуоз веррофона. Я, Игорь Скляров, играю на стеклянной арфе. Наши пальцы знают каждый миллиметр стеклянных граней, но все же — инструменты не перестают удивлять нас. Наверное, правду говорят сказки: в хрустале есть что-то магическое. Возможно, это память о тех временах, когда из мельчайших кристалликов собиралась наша вселенная, и в пустоте звучала самая первая мелодия.

История стеклянных инструментов.

Попытки использовать хрустальные бокалы как настоящие музыкальные инструменты предпринимались неоднократно. Музыка, исполненная на 30-40 различных по «настройке» бокалов, упоминается в документах середины XVII века. К концу столетия технология игры на бокалах была забыта, и лишь в 1744 году ее заново открыл ирландец Ричард Пакрич. Со своим набором музыкальных стаканчиков, которому Пакрич дал ангельское имя «Серафим», он совершил триумфальное турне по всей Англии. Успех был так велик, что «Серафимом» заинтересовался сам Кристоф-Виллибальд Глюк, бывший в то время в Лондоне. Молодой Глюк, которому еще только предстояло стать знаменитым композитором и реформатором оперного жанра, освоил новый инструмент и даже исполнил для лондонцев «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».

Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посла Соединенных Штатов Бенджамин Франклин тоже был захвачен всеобщим увлечением стеклянной гармоникой и приложил руку к ее усовершенствованию. Стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук.

Вскоре стеклянная гармоника покорила Германию и Австрию, а затем попала в другие страны Европы и в Россию. Знаменитый австрийский психиатр Месмер использовал стеклянную гармонику для успокоения пациентов перед исследованием. Именно в доме Месмера ее впервые услышал Моцарт, тогда же написавший для необычного инструмента прелестную музыку. А когда в 1791 году Вену посетила слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, она так пленила Моцарта своей игрой, что он написал еще одно сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Впоследствии для этого инструмента писали Бетховен, Глинка, Берлиоз, Рубинштейн, Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гете… Любопытно, что в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом, поскольку она якобы «слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных и даже приводит к расстройству рассудка»! Но причиной очередного забвения стеклянной гармоники были не эти нелепые страхи, а что-то иное: возможно, хрупкость самого инструмента или непривычная технология игры на нем. Пожалуй, именно технология и сыграла с инструментом злую шутку. Дело в том, что в 1761 г. на волне всеобщего увлечения машинами и механизмами стеклянная гармоника получила клавишную механику. По техническим причинам бокалы в ней были заменены стеклянными пластинами. Играть стало намного удобнее, но магия «хрустального пения» исчезла.

Подлинное искусство игры на стеклянной гармоники было полностью утрачено, а сама гармоника в оркестре была заменена оркестровыми колокольчиками (инструмент, похожий на металлофон) и челестой. Это очередное забвение «музыки стекла» казалось окончательным, но в последние годы вновь стали появляться энтузиасты, возрождающие это старинное искусство. Хрустальное Трио — одно из самых заметных явлений этой «новой волны»..

В начале ХХ века искусство стеклянной гармоники было утеряно, и интерес к ней возродился лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос самого Бога.

Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и «фантастического» в звучании оркестра. А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила» — для достижения сказочного колорита. Когда секрет игры на стеклянной гармонике был утерян, ее стали заменять другими инструментами. Но в 2003 году режиссер Александр Ведерников поставил оперу Глинки в Большом театре и решил вернуть стеклянную гармонику на ее законное место. За неимением аутентичного инструмента партию гармоники исполнили музыканты Игорь Скляров и Тимофей Винковский — соответственно на стеклянной арфе (Glass Harp) и веррофоне (Verrophone).

В настоящее время снова вспыхнул интерес к стеклянным инструментам. Появились новые конструктивные и дизайнерские решения инструмента, есть и исполнители, совершенствующие технику исполнения на стекле. Причина возрождения интереса, наверное, в том, что люди устали от шумного наступления современной цивилизации, а стеклянная гармоника позволяет физически ощутить звучание далекого прошлого, а может, и вернуться на мгновение в детство, в мир сказок и чудес...

Сайт ансамбля «Хрустальное трио»

Добавить отзыв

bil