Мари Бойне – вокал

·Оге Гуннар Аугланд - барабаны

·Гуннар Халле - труба

·Кьетиль Далланд - бас

·Рогер Людвигсен – гитара

Mari Boine Persen (Мари Бойне Персен) родилась в 1956 году в крохотной саамской деревушке Гамесньярга на севере Норвегии.

Самая известная в мире исполнительница йоек. Йойки – это особая древняя манера пения саамов, жителей Лапландии. Народный фольклор этого самобытного народа, самых северных жителей Европы, к числу которых принадлежит и Mari Boine. На карте не найдете такой страны. Тем не менее территория Лапландии, или Самиланд – земли Саамов – протянулась от Кольского полуострова до Норвегии. А саамы считают себя коренными жителями Северной Европы. Традиции, язык и музыка саамов со времен завоевания и по сей день оказались почти забытыми. Но йойки передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Это свободная, во многом импровизационная манера пения. Как правило певец исполняет йойку от чьего-либо лица, это может быть и человек, и животное.

«Я всегда хотела петь, я всегда любила петь. В детстве я все время пела, и родители мои все время пели. Но пели мы не наши традиционные песни, а христианские гимны – миссионеры и священники убедили поколение моих родителей, что наши песни – от дьявола. Но наша музыка была настолько сильной, что исчезнуть она не могла и пробивалась даже сквозь христианские песнопения» (M. Boine).

Mari Boine – норвежская представительница саамов. В ее семье не знали родного языка, а йойки вообще были под запретом, впрочем как и в других семьях саамов. Из музыки разрешались только псаломы. Mari жила в очень религиозной семье. Она вспоминает, что в юности очень стеснялась своего происхождения, мечтала быть норвежкой или европейкой. А о том, чтобы заниматься музыкой и не помышляла. Она работала школьной учительницей. И все-таки начала петь, при этом считая себя безумной от того, что народная музыка ее манила и притягивала. Именно благодаря музыке она узнала о своем народе, рассталась с комплексами, выучила родной язык и полюбила культуру саамов. В наше время права саамов закреплены в конституции Норвегии, а родной язык саамы могут изучать в школе.

«Попав учиться в педагогический колледж, я поняла, что той культуры, которую я считала для себя родной, саамской культуры, будет для меня недостаточно. Я хотела быть норвежкой, хотела быть европейкой, хотела забыть нашу культуру. И вдруг эти песни, эта музыка как бы сами собой полились из меня. И я проснулась! Толчком для меня, как ни странно, стала песня Джона Леннона Working Class Hero – о том, как человека учат ненавидеть и забывать свою культуру, свое происхождение» (M. Boine).

Первое время, когда Mari только начинала выступать, она встречала неодобрение сородичей. Потом появились единомышленники, которые выступают с ней и по сей день. Как ни странно больше понимания ее пение нашло именно у заграничных слушателей. Однако сейчас саамы считают ее своим послом в мире.

В 1989 году на знаменитой студии Peter Gabriel “Real World” выходит первой альбом Mari Boine «Gula Gula» («Слушай, слушай»). Позже ее альбомы начали выходить и в родной Норвегии. А в 1994 году певица получает высшую музыкальную награду Норвегии «Грэмми». Ее признали и на родине. Однако , на открытии Олимпийских игр в Лиллихаммере она отказалась выступать, заявив, что не хочет быть экзотической декорацией.

Она вместе со своей группой много гастролирует по всему миру. Ее музыка – это не йойки в чистом виде. Это красивые баллады, исполненные на родном языке, в народном стиле. Среди инструментов, сопровождающих ее пение – инструменты со всего мира. Среди них, конечно, и шаманский бубен саамов. Ее музыка – это смесь шаманских ритмов, вводящих в транс, йойек, джаза, эмбиента и музыкальных традиций других народов: южноамериканских, африканских, арабских. В ее музыке сочетается народное – из души, и интеллектуальное. Ее поэзия очень глубока и не всем понятна. Без сомнений Mari Boine – настоящее сокровище современной народной музыки.

«Поначалу я боялась этого слова – слишком затертый стереотип, хотя внутри меня все время зрело нечто, похожее на это чувство. Но я все же захотела наполнить это слово смыслом – ведь через музыку мы соприкасаемся с духовностью, которая когда-то была в нашей культуре, и конечно элементы шаманства – ритм, транс, спиритуализм – можно найти в моей музыке. В этом можно черпать энергию, но с этим нельзя шутить. Я хочу приобщиться к шаманизму, но я не хочу навешивать на него ярлыки таинственности и непознаваемости. Я научилась многому, что я не могу выразить словами, но могу выразить через музыку» (M. Boine).

http://ololo.fm/artist/biography/Mari+Boine

http://atomicsoul.no/booking/mari-boine/

http://www.mariboine.no/

Добавить отзыв

bil